Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
III. По делам, связанным с взаимодействием с ветвевладельцами
20. При подтверждении надлежащими доказательствами факта простоя вагонов на путях необщего пользования вследствие ненадлежащего исполнения ветвевладельцем обязательств по приемке вагонов подлежит взысканию плата за пользование вагонами.
По заключенному ОАО "СПЖТ" (ветвевладелец) с ОАО "РЖД" (перевозчик, железная дорога) договору урегулированы отношения владельца пути по эксплуатации железнодорожного подъездного пути, примыкающего к станции Новосибирск-Западный Западно-Сибирской железной дороги.
Владелец пути согласно параграфу 19 договора вносит плату железной дороге за пользование вагонами, прибывшими в адрес владельца и его контрагентов, по ставкам Тарифного руководства N 2 с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации.
В адрес ОАО (грузополучателя) на станцию Новосибирск-Западный прибывали вагоны, подлежащие подаче на подъездные пути ОАО "СПЖТ". Вагоны не были переданы на пути необщего пользования по причине их занятости, о чем составлен акт общей формы.
Поскольку ветвевладельцем не были исполнены обязательства по своевременному приему вагонов, поступивших в адрес ОАО (грузополучателя), ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании платы за пользование вагонами.
Решением суда первой инстанции, вступившим в законную силу, иск удовлетворен.
Из содержания статьи 39 УЖД РФ вытекает обязательство ветвевладельца по внесению перевозчику (железной дороге) платы за пользование вагонами в период ожидания подачи вагонов по зависящим от него причинам, что также подтверждено пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26. Порядок определения оплачиваемого времени нахождения вагонов на железнодорожных путях устанавливается тарифным руководством.
Факт простоя вагонов на путях общего пользования закреплен актом общей формы, который является доказательством ненадлежащего исполнения ветвевладельцем обязательства по приемке поступивших вагонов.
(Постановление ФАС ЗСО от 09.10.2010 по делу N А45-20688/2009)
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления ФАС ЗСО следует читать как "09.03.2010"
21. Задержка вагонов на железнодорожном пути необщего пользования по причинам, зависящим от перевозчика, является основанием для восстановления на лицевом счете общества необоснованно списанной платы за пользование вагонами и суммы начисленного штрафа.
ОАО "РЖД" (перевозчик) и ЗАО (ветвевладелец) заключили договор, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути ЗАО при станции Западно-Сибирской железной дороги. По условиям этого договора ОАО "РЖД" обязалось производить подачу вагонов на железнодорожные выставочные пути и их уборку, а ЗАО - своим локомотивом обеспечивать продвижение вагонов с выставочных путей на свои подъездные пути либо продвижение вагонов со своих подъездных путей на выставочные пути перевозчика.
Стороны предусмотрели, что ЗАО оплачивает ОАО "РЖД" пользование вагонами, а также штрафы, начисленные за задержку вагонов, в соответствии со статьями 62, 99, 100 УЖД РФ. Возврат вагонов с комплекса железнодорожного пути необщего пользования производится по уведомлению. Такое уведомление передается приемосдатчиком ЗАО лично приемосдатчику станции круглосуточно не позднее, чем за 2 часа до предъявления вагонов к сдаче с записью в книге уведомлений с последующим подтверждением в письменном виде.
В соответствии с условиями договора ЗАО направило уведомление о передаче вагонов с железнодорожного пути необщего пользования на выставочный путь в 19 часов 10 минут. Однако по истечении двух часов груз не был выдан.
За время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования ЗАО были начислены плата за пользование вагонами и штраф, которые были списаны с лицевого счета последнего в ТехПД.
Полагая, что списание денежных средств и начисление штрафа произведено неправомерно и простой на железнодорожных путях необщего пользования произошел по вине перевозчика, ЗАО обратилось в арбитражный суд с иском к перевозчику о восстановлении на лицевом счете в ТехПД необоснованно списанной суммы, в том числе платы за пользование вагонами и штрафа, а также взыскании штрафа за задержку приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования.
ОАО "РЖД", возражая против заявленного иска, сослалось на то, что в 21 час 10 минут имело возможность принять вагоны ЗАО.
Решением суда первой инстанции, вступившим в законную силу, заявленные требования удовлетворены.
Суд исходил из наличия уведомления о готовности вагонов к выдаче и акта общей формы, от подписи которого ответчик отказался, подтверждающих, что по истечении двух часов с момента вручения уведомления вагоны истца были готовы к передаче с железнодорожного подъездного пути необщего пользования, оснований для списания суммы штрафа не имелось.
Суд отклонил довод о недоказанности истцом факта, что его вагоны были выданы на выставочные пути по истечении двух часов после подачи уведомления именно по вине ответчика, и ОАО "РЖД" имело возможность принять вагоны истца на свободный путь.
Согласно положениям статьи 62 УЖД РФ за время ожидания владельцем железнодорожных путей необщего пользования возможности перемещения вагонов на выставочные пути по причинам, зависящим от перевозчика, плата за пользование вагонами взиматься не должна.
Из совокупности имеющихся в деле доказательств следует, что задержка вагонов на железнодорожном пути необщего пользования произошла по причинам, зависящим от перевозчика (согласно уведомлению о готовности вагонов к выдаче, акту общей формы, содержащему мотивированное мнение представителя ЗАО об отказе перевозчика принять груз без указания причины). Также в деле отсутствуют достоверные доказательства того, что ответчик сообщал истцу о наличии свободных железнодорожных путей, в связи с чем оснований для отказа в иске о восстановлении на лицевом счете записи, а также о взыскании штрафа с ответчика у суда не имелось.
(Постановление ФАС ЗСО от 18.12.2009 по делу N А45-4543/2009)
22. За время нахождения вагонов у грузополучателя или обслуживающего его своими локомотивами владельца железнодорожных путей необщего пользования по зависящим от них причинам указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, которая исчисляется с момента передачи вагонов владельцам железнодорожных путей до момента их возвращения на эти пути.
По заключенному с ОАО "РЖД" (перевозчик) договору ОАО "СПЖТ" (ветвевладелец) осуществляет эксплуатацию принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к выставочно-соединительному пути станции перевозчика.
Сдаваемые на железнодорожный подъездной путь вагоны подаются локомотивом железной дороги на выставочный путь владельца пути необщего пользования до ворот с дальнейшим продвижением вагонов локомотивом владельца с расстановкой по местам выгрузки и взвешивания вагонов. Обязанностью владельца пути необщего пользования является внесение железной дороге платы за пользование вагонами, прибывшими в его адрес и его контрагентов, по ставкам Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициентов индексации и повышающих коэффициентов за время их нахождения на подъездном пути владельца либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от владельца и его контрагентов до момента наступления обстоятельств, предусмотренных статьей 62 УЖД РФ.
В соответствии с заключенным с ОАО "Новосибирскэнерго" (грузополучателем) договором на транспортно-экспедиционное обслуживание ОАО "СПЖТ" (ветвевладелец) осуществляло перевозку грузов в вагонах и их уборку своим локомотивом от приемо-сдаточных путей станции перевозчика до фронтов погрузки (выгрузки) к месту выгрузки на ТЭЦ ОАО "Новосибирскэнерго".
ОАО "СПЖТ" обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Новосибирскэнерго" о взыскании внесенной платы за пользование вагонами. Ветвевладелец мотивировал требование частичным возмещением перевозчику платы за пользование вагонами за период с мая по октябрь 2008 года.
Решением суда первой инстанции, вступившим в законную силу, иск удовлетворен.
Согласно статье 784 ГК РФ обязательства по перевозке грузов, а также иные правоотношения, связанные с осуществлением перевозочного процесса, регулируются соглашением сторон, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Исходя из содержания статей 39, 62 УЖД РФ за время нахождения вагонов у грузополучателя или обслуживающего его своими локомотивами владельца железнодорожных путей необщего пользования по зависящим от них причинам указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, которая исчисляется с момента передачи вагонов владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. В этом случае грузоотправители (грузополучатели) компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования перечисленную этим владельцем перевозчику плату.
На основании ведомостей подачи и уборки вагонов ОАО "РЖД" в период с мая по октябрь 2008 года начислило плату за пользование вагонами, которую ОАО "СПЖТ" уплатило в порядке, предусмотренном статьей 39 УЖД РФ.
С учетом частичной компенсации ответчиком платы за пользование вагонами суд сделал вывод о ненадлежащем исполнении грузополучателем своей обязанности и на законном основании (статья 309 ГК РФ) удовлетворил иск о взыскании суммы задолженности.
Довод ответчика о применении пунктов 4.2, 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, отклонен судом первой инстанции.
Указанные положения об учете времени нахождения вагонов на путях необщего пользования при подаче локомотивом перевозчика партий вагонов, превышающих вместимость мест погрузки (выгрузки), противоречат установленным обстоятельствам обслуживания путей необщего пользования локомотивом ветвевладельца.
(Постановление ФАС ЗСО от 30.11.2009 по делу N А45-6021/2009)
23. При неисполнении условия договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования об уведомлении владельца пути о времени предстоящей сдачи вагонов на железнодорожный путь подлежит начислению плата за пользование вагонами и штраф за их задержку.
В соответствии с договором между ОАО (ветвевладелец, истец) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции филиала ОАО "РЖД" (ответчик, перевозчик) производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно условиям договора сдача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и возврат вагонов с железнодорожного пути необщего пользования производится по уведомлению. Установлен размер платы, которую владелец уплачивает "РЖД" централизованным порядком через ТехПД.
На основании ведомости подачи и уборки вагонов ответчиком начислены истцу плата за пользование вагонами и штраф за время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования. Указанные суммы учтены в Перечнях железнодорожных документов по платежам ТехПД и списаны с лицевого счета истца.
Истцом ведомости подачи и уборки вагонов были подписаны с разногласиями, в связи с несогласием с произведенным ответчиком расчетом платы за пользование вагонами и штрафом за задержку, поскольку начисление было произведено без учета актов общей формы, составленных на время задержки приема вагонов с подъездного пути истца по вине станции филиала ОАО "РЖД".
Вследствие начисления и списания платы за пользование вагонами и штрафа истец обратился в арбитражный суд с иском к железной дороге о восстановлении записи на лицевом счете в ТехПД необоснованно списанной суммы.
Решением суда первой инстанции, вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд при принятии решения исходил из нарушения истцом условия договора в части порядка уведомления железной дороги о готовности вагонов для перемещения их на железнодорожные выставочные пути (о завершении грузовых операций).
Суд указал, что в нарушение требований статьи 65 АПК РФ истец не представил бесспорных доказательств исполнения обязанности по уведомлению ОАО "РЖД" надлежащим образом. Книга регистрации уведомлений соответствует требованиям приложения 11 к Инструкции станционной коммерческой отчетности, утвержденной указанием МПС России N 1313-у от 17.11.1998, а наличие подписи грузоотправителя, грузополучателя в Книге регистрации уведомлений указанной Инструкцией не предусмотрено.
(Постановление ФАС ЗСО от 27.01.2009 по делу N А45-4613/2008-7/142, определением ВАС РФ от 07.04.2009 N ВАС-3456/09 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано)
24. Списанная с лицевого счета клиента сумма на оплату сборов за перевозку грузов, перечисленная перевозчику, не является неосновательным обогащением экспедитора.
Общества заключили договор транспортной экспедиции.
В указанном договоре стороны предусмотрели обязанность клиента возмещать экспедитору возложенные на него (или его партнеров) как на плательщика за перевозку грузов тарифы, сборы и штрафы, установленные действующим законодательством, нормативными документами, в том числе международными, и Прайс-листом, а также расходы, возникшие в связи с выполнением работ на пограничных станциях по инициативе или указанию таможенных органов либо органов государственного контроля (надзора) на железнодорожных станциях при перевозках грузов, заявленных клиентом.
Экспедитор на основании заявки клиента организовал перевозку груза в контейнерах назначением в Финляндию через пограничную станцию.
Отношения экспедитора и железной дороги (перевозчик) относительно взаимодействия на контейнерных терминалах, принадлежащих экспедитору, урегулированы договором.
15.02.2008 года вагон с контейнерами был задержан Выборгской таможней для взвешивания, выпущен 22.02.2008. По данному факту составлен акт общей формы. Железной дороге предъявлена сумма платы за время простоя.
Железная дорога понесенные расходы взыскала с экспедитора.
В свою очередь экспедитор списал данные расходы с лицевого счета ТехПД клиента.
Клиент, полагая, что расходы списаны необоснованно, обратился в арбитражный суд с иском к экспедитору об их взыскании.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен, действия по списанию спорной суммы квалифицированы как неосновательное обогащение. Постановлением апелляционного суда решение отменено, в иске отказано.
Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены постановления апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ неосновательным обогащением признается неосновательно приобретенное или сбереженное имущество одним лицом за счет другого лица без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
В соответствии со статьей 22 УЖД РФ расходы подлежат возмещению перевозчику за счет грузополучателей, грузоотправителей. Спорная сумма, списанная экспедитором (ответчиком) с клиента (истца, грузоотправителя), была начислена перевозчиком и перечислена перевозчику экспедитором.
Таким образом, отсутствует неосновательное обогащение экспедитора за счет клиента.
(Постановление ФАС ЗСО от 12.03.2010 по делу N А45-11694/2009)
<< Раздел II Раздел II |
||
Содержание Обзор практики Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по рассмотрению споров, вытекающих из отношений перевозки... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.