Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 сентября 2010 г. по делу N А45-1001/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2010 г.
Открытое акционерное общество "СибирьЭнерго" (далее - ОАО "СибирьЭнерго") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к жилищно-строительному кооперативу "Обь-3" (далее - ЖСК "Обь-3") о взыскании 453 457 рублей 72 копеек задолженности по оплате тепловой энергии, переданной в июле-ноябре 2009 года.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате стоимости поставленной по договору от 01.12.2004 года N 1148 тепловой энергии в горячей воде и обоснованы нормами статей 309, 310, 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением от 15.03.2010 года Арбитражный суд Новосибирской области отказал в удовлетворении иска.
Постановлением от 11.06.2010 года Седьмой арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
В кассационной жалобе, доводы которой поддержаны представителями в судебном заседании, ОАО "СибирьЭнерго" просит состоявшиеся по делу решение и постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель жалобы полагает, что суды сделали неверный вывод о ничтожности пункта 4.1 договора, в связи с его противоречием Правилам предоставления коммунальных услуг, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 (далее - Правила N 307). Указанными Правилами установлен следующий порядок расчётов за коммунальные услуги: ежемесячно исходя из нормативов потребления, и по итогам года - за фактическое потребление энергии рассчитанной по результатам корректировки. Суд оценил отдельный пункт договора ошибочно, без учёта всех положений в их совокупности.
По мнению ОАО "СибирьЭнерго", пункт 4.1 договора от 01.12.2004 года N 1148 не противоречит нормам законодательства. Данный вывод суд основан на неверном толковании статьи 554 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Приложения N 2 Правил N 307.
В отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, ЖСК "Обь-3" возражает против доводов кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
По статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 422 названного Кодекса предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключённого договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключённых договоров (пункт 2 статьи 422 Кодекса).
Согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 19 Правил N 307 установлено, что при отсутствии приборов учёта объём потребляемых коммунальных услуг определяется, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых органами местного самоуправления.
Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведения, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации (пункт 8 Правил N 307).
Как установил суд первой инстанции, между ОАО "Новосибирскэнерго" (энергоснабжающая организация), правопреемником которого является истец, и ЖСК "Обь-3" (абонент) заключён договор от 01.12.2004 года N 1148 на подачу и потребление тепловой энергии в горячей воде, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать тепловую энергию через сети организации, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии, для объектов абонента (многоквартирные жилые дома NN 7, 9, 11 по улице Гоголя в городе Новосибирске), а абонент - оплачивать тепловую энергию на условиях, установленных договором.
Учёт поставляемой абоненту и потреблённой им тепловой энергии осуществляется приборами учёта, принятыми к эксплуатации и опломбированными персоналом энергоснабжающей организации. При отсутствии приборов коммерческого учёта (или выходе из строя на период в общей сложности в течение года более 15 суток с момента приёмки узла учёта) количество отпускаемой тепловой энергии абоненту определяется энергоснабжающей организацией расчётным путем по балансовому методу на основании результатов расчёта существующей автоматизированной программы расчёта "Карат" (пункт 4.1 договора).
Пунктом 6.1 договора установлен следующий порядок оплаты поставляемой тепловой энергии: до 25 числа месяца - в объёме 50% месячного потребления, до 10 числа месяца, следующего за расчётным, - окончательный расчёт.
Во исполнение условий договора от 01.12.2004 года N 1148 ОАО "СибирьЭнерго" в период с 01.07.2009 по 30.11.2009 поставило в многоквартирные жилые дома NN 7, 9, 11 по улице Гоголя в городе Новосибирске тепловую энергию в горячей воде.
ЖСК "Обь-3" оплатил поставленную тепловую энергию в объёме, определённом нормативами потребления коммунальных услуг, утверждённых органами местного самоуправления.
В связи с отсутствием у ответчика в спорный период приборов учёта ОАО "СибирьЭнерго" определило объём поставленной тепловой энергии в соответствии с пунктом 4.1 договора расчётным путем по балансовому методу на основании результатов расчёта существующей автоматизированной программы расчёта "Карат".
По расчётам истца с учётом применения корректировок задолженность ответчика за потребленную тепловую энергию в период с 01.07.2009 по 30.11.2009 составила 453 457 рублей 72 копейки.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о необоснованности заявленных исковых требований соответствуют имеющимся в деле доказательствам и приведённым нормам права.
Апелляционный суд правомерно согласился с выводами арбитражного суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, постановления суды не допустили.
Довод кассационной жалобы о том, что расчёт за потреблённую тепловую энергию должен быть произведён на основании пункта 4.1 договора, ошибочен.
По смыслу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, если закон не предусматривает применения цен (тарифов), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьями 2 и 6 Федерального закона от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы (цены) на тепловую энергию подлежат государственному регулированию, а установление тарифов на тепловую энергию относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Пунктом 59 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года N 109, предусмотрено осуществление регулирующим органом дифференциации тарифов на тепловую энергию по группам потребителей (покупателей).
Из абзаца второго пункта 15 Правил N 307 следует, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения относится к публичным договорам. Как следует из пункта 4 той же статьи, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Так как Правила N 307 утверждены Правительством Российской Федерации в 2006 году в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, они являются обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
С учётом требований пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской истец неправильно истолковал пункт 8 Правил N 307 как указание на применимость этих Правил только к вновь заключаемым договорам энергоснабжения.
Принимая во внимание, что абзац второй пункта 15 Правил N 307 является императивной нормой прямого действия и не требует согласия сторон публичного договора на её применение, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об ошибочности доводов истца о расчёте с ответчиком за тепловую энергию по условиям договора, которые не соответствуют действующему законодательству.
Поскольку оснований, предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 15.03.2010 года Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 11.06.2010 года Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-1001/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2010 г. по делу N А45-1001/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании