Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 1 октября 2010 г. по делу N А45-1478/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2010 г.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска (далее - ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СтарПром" (далее - ООО "СтарПром") о признании недействительной государственной регистрации юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1035401931487.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен учредитель ООО "СтарПром" М.А.С. (далее - А.С.М.).
Решением от 02.03.2010 года Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 28.05.2010 года Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска полагает, что протокол допроса А.С.М. соответствует требованиям статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации, содержит достоверную и полную информацию и является достаточным доказательством, подтверждающим недостоверность сведений, представленныхобществом на государственную регистрацию.
Отзывы на кассационную жалобу от ООО "СтарПром" и А.С.М. в суд не представлены.
Проверив в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Материалами дела установлено, что 01.07.2003 ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска было принято решение N 2019 о государственной регистрации юридического лица при создании - ООО "СтарПром".
Это решение принято на основании заявления от 26.06.2003 года (форма Р11001) о государственной регистрации юридического лица, решения от 23.06.2003 года N 1 о создании ООО "СтарПром", устава, документа об оплате государственной пошлины.
В ходе проведения проверочных мероприятий налоговым органом было установлено, что А.С.М. учредителем или руководителем каких-либо коммерческих организаций не являлся, к регистрации деятельности ООО "СтарПром" отношения не имеет, каких-либо документов, относящихся к деятельности ООО "СтарПром" не подписывал. Эти обстоятельства следуют из протокола допроса от 02.02.2009 года.
Полагая, что государственная регистрация ООО "СтарПром" является недействительной, ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска требований, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации юридического лица. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения состоявшиеся по делу судебные акты, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.
Исследовав представленные доказательства в совокупности, суды первой и апелляционной инстанций установили, что при поступлении в уполномоченный орган надлежащим образом оформленных документов для регистрации юридического лица, регистрирующий орган обязан был произвести государственную регистрацию ООО "СтарПром".
Решение учредителя от 23.06.2003 года N 1 о создании ООО "СтарПром" подписано А.С.М., который является единственным учредителем и директором общества.
Заявление о государственной регистрации юридического лица подписано А.С.М., подпись которого заверена нотариусом.
Обязанность регистрирующего органа проверять достоверность представленных заявителем сведений законодательством о государственной регистрации не предусмотрена.
По смыслу Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия.
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что протокол допроса А.С.М. не может являться достаточным доказательством представления недостоверных сведений на момент государственной регистрации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, а также то, что все материалы дела были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации получили надлежащую правовую оценку, кассационная инстанция считает доводы подателя жалобы несостоятельными.
Суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно отказали ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска в удовлетворении требования о признании недействительной государственной регистрации юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1035401931487.
Кассационная инстанция считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по делу не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 02.03.2010 года Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 28.05.2010 года Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-1478/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 октября 2010 г. по делу N А45-1478/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании