Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 октября 2010 г. по делу N А46-19249/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2010 г.
Государственное унитарное предприятие "Омский завод транспортного машиностроения" (далее - ГУП "Омсктрансмаш") обратился в Арбитражный суд Омской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к департаменту имущественных отношений администрации города Омска (далее - департамент) о признании права хозяйственного ведения на нежилые помещения общей площадью 1730,9 кв.м, расположенные в трёхэтажном здании столовой по адресу: город Омск, улица Красный переулок, дом 6, в составе:
- нежилые помещения подвала: 20П литера А1, NN по поэтажному плану 1, 2, 3, 4, 5, 6 общей площадью 359,6 кв.м; 19П литера А, NN по поэтажному плану 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 общей площадью 364,6 кв.м;
- нежилые помещения 1 этажа: 15П литера А, NN по поэтажному плану 1, 2, 3, 4, 5, 6 общей площадью 93,7 кв.м; 17П литера А, NN по поэтажному плану 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 общей площадью 210,5 кв.м;
- нежилые помещения 2 этажа: 13П литера А, NN по поэтажному плану 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 общей площадью 295,7 кв.м;
- нежилые помещения 3 этажа: 13П литера А, NN по поэтажному плану 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 общей площадью 406,8 кв.м (далее - спорное имущество, имущество).
Исковые требования мотивированы наличием спора с департаментом относительно права хозяйственного ведения на вышеуказанное имущество и отказом в его государственной регистрации.
Решением суда от 12.02.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.05.2010, исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с судебными актами, департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении иска отказать.
Заявитель полагает, что суды сделали неверный вывод о том, что истец в силу закона является обладателем права хозяйственного ведения спорным имуществом. Устав ГУП "Омсктрансмаш" утверждён приказом Минэкономики России от 28.10.1998 N 416 и зарегистрирован городской регистрационной палатой департамента имущественных отношений администрации города Омска 15.01.1999. Реорганизация юридического лица является сделкой. Следовательно, основанием приобретения права хозяйственного ведения является сделка, совершённая после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". С учётом положений статей 8, 131, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента его регистрации. Поскольку истец не зарегистрировал своё право, оно у него не возникло.
Кроме того, является необоснованным и вывод судов об отсутствии правовых оснований для регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости за муниципальным образованием город Омск.
В отзыве на кассационную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области считает доводы заявителя необоснованными, просит оставить судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Как установлено судами, приказом Министра оборонной промышленности СССР от 28.07.1983 N 459с было создано производственное объединение по производству изделий и спецтехники, продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления в состав, которого включён "Завод транспортного машиностроения имени Октябрьской революции".
Согласно пунктам 1.1, 3.1, 3.2 Устава производственного объединения "Завод транспортного машиностроения имени Октябрьской революции" Министерства промышленности, зарегистрированного Малым Советом Ленинского районного Совета народных депутатов 21.01.1992 за N 166, объединение является государственным предприятием, находящимся в федеральной собственности РСФСР.
Имущество предприятия состоит из основных фондов и оборотных средств, а также иных ценностей, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе предприятия и закреплено за предприятием на праве полного хозяйственного ведения.
Уставом ГУП "Омсктрансмаш", утверждённым приказом Минэкономики России от 28.10.1998 N 416 и зарегистрированным городской регистрационной палатой департамента имущественных отношений администрации города Омска 15.01.1999 предусмотрено, что ГУП "Омсктрансмаш" является государственным унитарным предприятием, находящимся в государственной собственности Российской Федерации, которое приказом Министра оборонной промышленности СССР от 28.07.1983 N 459с было преобразовано в производственное объединение "Завод транспортного машиностроения" с головным предприятием "Завод транспортного машиностроения имени Октябрьской революции".
Комитетом по управлению имуществом администрации Омской области распоряжением от 04.08.1999 N 741-РК "О закреплении государственного имущества в хозяйственное ведение" закрепил за ГУП "Омсктрансмаш" на праве хозяйственного ведения государственное имущество стоимостью 1 800 000 000 рублей по состоянию на 01.01.1999.
Указанное распоряжение явилось основанием для внесения здания столовой, расположенной по адресу: город Омск, Красный переулок, дом 6 (общей площадью 4582,3 кв.м) в реестр федерального имущества Омской области (сведения о федеральном имуществе, содержащиеся в территориальной государственной базе данных федерального имущества от 15.10.2008 N ТУ-6907).
В соответствии с решением Омского городского Совета от 07.06.1995 N 54 "О включении объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в состав муниципальной собственности города Омска" в муниципальную собственность было передано здание комбината питания N 1, общей площадью 3436,8 кв.м, расположенное по адресу: город Омск, улица Красный переулок, 6.
На указанный объект было выдано регистрационное удостоверение от 11.12.1998, в соответствии с которым, на данное помещение зарегистрировано право муниципальной собственности за департаментом.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что спорные объекты недвижимости являются государственной собственностью, принадлежат истцу на праве хозяйственного ведения и находятся у последнего на балансе. Собственником имущества предприятия является Российская Федерация.
Между тем, данный вывод не соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Предметом иска являются нежилые помещения общей площадью 1730,9 кв.м, расположенные в трёхэтажном здании столовой по адресу: город Омск, улица Красный переулок, дом 6.
Однако в распоряжении от 04.08.1999 N 741-РК "О закреплении государственного имущества в хозяйственное ведение", акте передачи государственного имущества от 04.08.1999, "Перечне объектов недвижимого имущества, переданных в хозяйственное ведение ФГУП "Омский завод транспортного машиностроения" от 04.09.2000 объект с указанным адресом и площадью не поименован.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при рассмотрении иска о признании права хозяйственного ведения суду необходимо установить, находится ли спорное имущество в государственной или муниципальной собственности.
Допущенные судами нарушения являются в соответствии с частью 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо установить, является ли спорное имущество собственностью Российской Федерации, а для этого выяснить: находилось ли оно на балансе истца; передавалось ли в хозяйственное ведение на основании распорядительных документов собственника; по результатам рассмотрения дела принять решение, отвечающее требованиям статей 15, 168 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.02.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 14.05.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-19249/2008 отменить, дело направить в Арбитражный суд Омской области на новое рассмотрение.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 октября 2010 г. по делу N А46-19249/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании