Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 октября 2010 г. по делу N А75-1460/2010
(извлечение)
Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО "РН-Юганскнефтегаз") о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду, в сумме 12 579, 84 руб.
Решением от 04.06.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа заявленные Департаментом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "РН-Юганскнефтегаз", ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение от 04.06.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований и взыскании с заявителя судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
По мнению ООО "РН-Юганскнефтегаз", Департаментом нарушен порядок проведения внеплановой проверки юридического лица, не установлено факта лесонарушения и не доказан факт уничтожения или порчи почвы.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель ООО "РН-Юганскнефтегаз" П.А.Н. поддержала доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы ООО "РН-Юганскнефтегаз" и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, начальником отдела Нефтеюганского участкового лесничества Ш.А.Н., был обнаружен факт разлива водонефтяной эмульсии в квартале 193 выдел 25; квартале 196 выдел 27; квартале 267 выдел 37 Нефтеюганского участкового лесничества ТУ -Нефтеюганского лесничества.
На основании приказа уполномоченного должностного лица Департамента от 06.07.2009 N 282-ЛК была проведена внеплановая выездная проверка ООО "РН-Юганскнефтегаз" по государственному лесному контролю и надзору.
Извещение о проведении внеплановой проверки направлено в адрес ООО "РН-Юганскнефтегаз" 06.07.2009 по средствам факсимильной связи и принято работником данного общества Евдокимовой.
Проверкой, проведенной должностными лицами Ханты - Мансийского участкового лесничества с участием представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз" К.Д.В., действовавщего на основании доверенности N 519/08 от 19.12.2008, установлено, что в результате прорыва нефтепровода, принадлежащего названного обществу, и разлива нефти, произошло уничтожение и порча почвы на площади 0,002 га.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки соблюдения требований лесного законодательства Российской Федерации от 14.07.2009 N 6 и в акте о лесонарушении от 14.07.2009 N 32. На основании пункта 5 приложения 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 рассчитана сумма ущерба - 10 764 руб. ООО "РН-Юганскнефтегаз" выдано предписание по устранению нарушений лесного законодательства, которым предписано до 01.09.2009 оформить разрешительные документы на нефтеразливы, указанные в актах, и до 31.12.2009 провести рекультивацию поврежденного участка.
Претензионным письмом от 15.07.2009 N 572 Департамент предложил ООО "РН-Юганскнефтегаз" в добровольном порядке возместить причиненный ущерб в срок до 05.09.2009.
Поскольку в указанный срок сумма ущерба ООО "РН-Юганскнефтегаз" не была перечислена на соответствующий расчетный счет, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании ущерба, причиненного нарушением лесного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лицо, виновное в нарушении лесного законодательства, обязано не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этим лицом вред лесам.
Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Такса и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" предусмотрена методика и утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению N 1; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению N 2; методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 3.
В пункте 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона).
Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установлен в статье 78 Закона об охране окружающей среды, в соответствии с пунктом 1 которой такая компенсация осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (пункт 1).
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (пункт 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Инструкцией о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.1986 N 1 (далее - Инструкция), предусмотрено, что о каждом лесонарушение составляется протокол по соответствующей форме (пункт 5.1.1, 5.1.3, 5.1.6, 5.1.7).
Согласно пункту 5.1.3 Инструкции, в тех случаях, когда лесонарушителями являются предприятие, учреждение, организация (в том числе колхозы, межхозяйственные предприятия (организации) и их объединения по ведению лесного хозяйства), для подписания протокола должны быть приглашены их представители.
Из содержания пункта 5.1.7 Инструкции следует, что при неявке лесонарушителя по вызову, письменное доказательство о вручении ему извещения прилагается к протоколу как необходимое дополнение к нему.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что доводы ООО "РН-Юганскнефтегаз" о нарушении порядка проведения внеплановой проверки юридического лица опровергаются представленными Департаментом письменными доказательствами.
Акт о лесонарушении N 32 от 14.07.2009 составлен с участием представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз" К.Д.В., действовавшего на основании доверенности N 519/08 от 19.12.2008, и им подписан.
Из содержания этого акта о лесонарушении следует, что разлив нефти произошел в квартале N 58 Нефтеюганского участкового лесничества ТУ - Нефтеюганского лесничества, отнесённого к категории эксплуатационные леса.
Поскольку эксплуатационные леса расположены на землях лесного фонда, Департаментом правомерно применена Методика и таксы исчисления вреда, причиненного лесам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 273 от 08.05.2007.
В связи с тем, что ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие об устранении последствий нефтяного разлива, произошедшего 07.02.2009 и приведшего к загрязнению лесного участка в N 58 Нефтеюганского участкового лесничества ТУ - Нефтеюганского лесничества, отнесённого к категории эксплуатационные леса, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование Департамента о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду, в сумме 12 579, 84 руб.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округ постановил:
решение от 04.06.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1460/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 октября 2010 г. по делу N А75-1460/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании