Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 октября 2010 г. по делу N А27-1840/2010
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным требования Кемеровской таможни от 06.11.2009 о корректировке кода ТН ВЭД товара, заявленного в грузовой таможенной декларации, и перерасчете размера подлежащих уплате таможенных пошлин.
Заявленные требования мотивированы тем, что спорные шины марки "Бриджстоун" правильно классифицированы по коду ТН ВЭД 4011 94 000 0.
Решением от 05.04.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 24.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявление ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" удовлетворено.
В кассационной жалобе Кемеровская таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
По мнению Кемеровской таможни, суды сделали необоснованный вывод о том, что Общество правильно классифицировало спорный товар в подсубпозиции 4011 94000 0 ТН ВЭД "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: прочие: для транспортных средств и машин, используемых в строительстве или промышленности, и имеющие посадочный диаметр более 61 см".
В отзыве на кассационную жалобу Общества по доводам Кемеровской таможни возражает, просит решение оставить без изменения.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что декларант подал на Беловский таможенный пост Кемеровской таможни грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД) N 10608010/051109/0002438 для таможенного оформления ввоза товара - "шины пневматические резиновые новые, укомплектованные уплотнительными кольцами (96 колец упак. в 2 карт, коробки), для карьерных самосвалов грузоподъемностью 55 тонн, для использования во внедорожной сети в горнодобывающей промышленности, марка "Бриджстоун", тип шины 24.00R35*2VMTP TL Е4, с надписью "OFF-THE-ROAD" и "EARTHMOVER", шириной шины 660 мм, внешним диаметром 2194 мм, глубиной протектора 68.0 мм, статическим радиусом 975, статической шириной профиля 734 мм, максимальной скоростью движения автомобиля 50 км/час, радиального строения, бескамерные, с поперечными канавками на протекторе, с посадочным диаметром 88.9 см, используются на автомобилях "БелАЗ-7555" на открытых горных работах для перевозки горной массы без выезда на дороги общего пользования, 48 шт.".
Товар ввезен на основании контракта от 25.12.2008 N 7061/08-1, заключенного между ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" и иностранной фирмой TRS TYRE AND RUBBER SUPPLIES S.A., Токио, Япония.
При декларировании товар классифицирован Обществом по товарной субпозиции 4011 94 000 0 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) "Шины и покрышки пневматические резиновые новые" со ставкой ввозной таможенной пошлины 5 процентов.
Требованием от 06.11.2009 таможенный орган предложил Обществу скорректировать код товара N 1 4011 94 000 0 на код 4011 20 900 0, пересчитать размер подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов, внести дополнение в графу 31 ГТД - указать индекс нагрузки для шин 40.00R54*2VELS TL Е4 и представить письмо на распоряжение денежными средствами, платежное поручение на оплату доначисленной суммы таможенных платежей.
Обществом требование таможенного органа исполнено. Письмом от 07.11.2009 N 677, адресованным начальнику Ведовского таможенного поста, Общество распорядилось о списании 1 038 847 руб. для оплаты ввозной таможенной пошлины и НДС на основании платежного поручения от 07.11.2009 N 43384.
Полагая, что требование таможенного органа не основано на законодательстве, связано с неверным толкованием существующих норм таможенного законодательства, товарной позиции 4011 и структуры ее кодов, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что товары должны квалифицироваться по той выполняемой функции, которая придает данному товару основное свойство; спорные шины характеризуются применением их на горном транспорте и посадочным диаметром.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 40 Таможенного кодекса Российской Федерации товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть, в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД.
В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Таможенным органам предоставлено право проверки достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, путем их сопоставления с информацией, полученной от других источников, в том числе, по результатам проведения иных форм таможенного контроля, таможенной ревизии, назначения экспертизы товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их, в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания (статьи 367, 376, 378 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Уполномоченным органом в целях обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД подготовлены Пояснения к ТН ВЭД, которые содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Из содержания статей 39, 40, 127, 144 Таможенного кодекса Российской Федерации следует, что лицо, перемещающее товар, либо декларант (таможенный брокер) обязаны уплатить сумму таможенных платежей в размере, исчисленном и соответствующем правильному коду ТН ВЭД России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 N 830 внесены изменения в Таможенный тариф Российской Федерации, утвержденный ранее в 1996 году.
В соответствии с правилом 1 Основных правил интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ОПИ ТН ВЭД) для юридических целей классификация товаров осуществляется, исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими по тексту положениями.
Правилом 6 для классификации товаров Правила 1 - 5 на уровне субпозиций применяются на тех же условиях и в том же порядке, что и на уровне товарных позиций, при условии, что субпозиции одного уровня являются сравнимыми.
В данном случае сравнимы субпозиции 4011 20 и однодефисная субпозиция (наименование) "прочие".
Исходя из описаний субпозиций в товарной позиции 4011, субпозиция 4011 20 используется в отношении шин для моторных транспортных средств для перевозки грузов, которые могут применяться на дорогах общего пользования, и имеющих соответствующие маркировки индекса нагрузки.
Для определения товара по наименованию "прочие" характерно применение их на транспортных средствах и машинах (в том числе и карьерных самосвалах), используемых в горнодобывающей промышленности, а также значение посадочного диаметра.
Поскольку спорные шины характеризуются, прежде всего, применением их на горном транспорте и посадочным диаметром, а не индексом нагрузки, арбитражный суд признал, что субпозиция (наименование) "прочие" наиболее точно описывает ввезенный заявителем товар.
Субпозиция 4011 20 включает в себя подсубпозиции, классифицирующие шины в зависимости от индекса нагрузки. Критерием отнесения товара по коду 4011 20 9000 является определение индекса нагрузки.
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД России индекс нагрузки всегда указывается на шине.
Между тем, на декларируемых Обществом шинах отсутствует маркировка индекса нагрузки - международного цифрового кода, обозначающего предельно допустимую нагрузку, которую способна нести шина при скорости, соответствующей символу скорости, и при определенных условиях эксплуатации.
Кроме того, ГОСТ 26585-2003, в отличие от ГОСТа Р 52 899-2007 "Шины пневматические для грузовых механических транспортных средств и прицепов", не содержит формулировки об обязательности нанесения маркировки индекса нагрузки, что свидетельствует о том, что к маркировке внедорожных шин, используемых в промышленности и строительстве, требования иные, соответственно, квалифицироваться они должны отдельно от шин для грузовых транспортных средств для перевозки грузов по дорогам общего пользования.
На сферу использования декларируемых акционерным обществом шин указывает маркировка "OFF-THE-ROAD" их боковых поверхностей, что означает "внедорожные" и EARTHMOVING ("Е" - в земляных работах), а также особое строение протектора шин, связанное с передвижением вне дорог общего пользования. Это указывает на целевое использование спорных шин только в промышленности.
Кроме того, таможенным органом не представлено достоверных доказательств того, что примененная Обществом классификация противоречит применяемым в международных отношениях правилам классификации товаров.
Таким образом, исходя из основных свойств товара, предназначения его для транспортных средств, используемых в горнодобывающей промышленности, из рисунка протектора, отсутствия на шинах маркировки "индекс нагрузки" суды сделали обоснованный вывод о правильной классификации заявителем спорных шин по коду 4011 94 000 0 ТН ВЭД.
Доводы кассационной жалобы Кемеровской таможни, в том числе о необоснованном взыскании с Кемеровской таможни судебных расходов, несостоятельны, были предметом исследования апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка.
Арбитражные суды правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.
В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда не переоцениваются.
По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 05.04.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 24.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-1840/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Кемеровской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 октября 2010 г. по делу N А27-1840/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании