Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 октября 2010 г. по делу N А45-18410/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2010 г.
Закрытое акционерное общество "Ича-IV-M" (далее - ЗАО "Ича-IV-M", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу, Департамент) от 30.07.2009 N НЗ-68-в/2 о назначении административного наказания по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением от 12.03.2008 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 03.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования ЗАО "Ича-IV-M" удовлетворены, постановление Департамента от 30.07.2009 N НЗ-68-в/2 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Департамент Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также нарушение норм материального права, а именно: неприменение статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), статьи 36.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), статьи 31 Правил охраны недр от 06.06.2003 N 71.
Департамент считает, что административное правонарушение выразилось в осуществлении Обществом комплекса строительных работ без утвержденного в установленном порядке проекта работ и земельного отвода, поскольку Общество осуществляло строительство разведочно-эксплуатационной скважины как этап бурения.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Ича-IV-M" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы кассационной жалобы и не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в период с 27.04.2009 по 26.05.2009 Департаментом Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу проведена внеплановая проверка соблюдения ЗАО "Ича-IV-M" обязательных требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности по лицензии НОВ 00783 МЭ от 15.07.1998, предоставленной для геологического изучения Дупленского участка месторождения минеральных лечебно-столовых подземных вод с последующей добычей минеральных вод для розлива.
В ходе проверки установлено, что условиями лицензионного соглашения (ЛС) к лицензии НОВ 00783 МЭ предусматривалось два вида пользования участком недр: с целью его геологического изучения на площади 750 x 700 м путем бурения 1 разведочно-эксплуатационной скважины со сдачей её в эксплуатацию в срок до 01.12.1998 (пункт 1.7 ЛС) и с целью последующей добычи подземных вод из пробуренной скважины (пункт 1.8 ЛС) в течение 25 лет (до 15.05.2023 года). При этом абзацем 3 пункта 1.1 ЛС определено, что "Участок недр в установленном порядке приобретает статус горного отвода после геологического изучения и постановки на госбаланс запасов минеральных лечебно-столовых подземных вод в границах территории первого пояса зоны санитарной охраны - зоны строгого режима эксплуатационной скважины радиусом не менее 30 м...", что и закреплено Горноотводным актом от 20.01.1999 N 180 на участок недр площадью 0, 36 га.
Все предусмотренные пунктом 1.7 ЛС работы но геологическому изучению (разведке) Дупленского участка завершены в установленные сроки, до конца 2000 года, включая разрешение на бурение одной разведочной скважины и утверждение в ТКЗ эксплуатационных запасов минеральных лечебно-столовых подземных вод в количестве 147 куб.м/сутки по категории В на 25-летний срок эксплуатации месторождения.
По мнению Департамента, после завершения разведки Дупленского участка в октябре 2000 года, в соответствии с действующими условиями ЛС к лицензии НОВ 00783 МЭ, ЗАО "Ича-IV-M" имеет право только на пользование участком недр в пределах горного отвода площадью 0,36 га, предоставленного для осуществления эксплуатации водозаборной скважины N 5-98 с целью добычи и розлива минеральных вод в установленном порядке.
При натурном обследовании лицензионного участка 29.04.2009 установлено, что ЗАО "Ича-IV-M" намерено начать в ближайшее время на основании договора подряда с закрытым акционерным обществом "Родник" (далее - ЗАО "Родник") строительство водозаборной скважины. Договор подряда на строительство водозаборной скважины с приложением к нему копий документов в материалы административного дела не представлен.
При повторном обследовании лицензионного участка 20.05.2009 установлено, что скважина находится в процессе бурения. Как и при первоначальном осмотре установлено отсутствие копий документов, касающихся строительства водозаборной скважины.
Поскольку на дату окончания проверки необходимые согласования и экспертизы к проекту на строительство скважины, горноотводный акт на строящуюся скважину, лицензия или договор подряда на проведение топогеодезических работ по выноске и привязке строящейся скважины не были представлены, Департаментом был сделан вывод об осуществлении Обществом комплекса строительных работ (силами подрядной организации - ЗАО "Родник"), связанных с бурением разведочно-эсплуатационной скважины в пределах Дупленского участка месторождения минеральных подземных вод, без утверждения в установленном порядке проекта работ и земельного отвода, что является административным правонарушением, предусмотренным статьёй 8.1 КоАП РФ.
По результатам проверки Департаментом Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу составлен акт от 26.05.2009 N НЗ-68-в и вынесено предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
26.05.2009 составлен протокол об административном правонарушении N НЗ-68-в/2, согласно которому Обществу вменяется совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 30.07.2009 Департаментом Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу принято постановление N НЗ-68-в/2 о назначении административного наказания, которым ЗАО "Ича-IV-M" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ, и на него наложен административный штраф в размере 20 000 рублей.
Общество не согласилось с принятым постановлением и обжаловало его в арбитражный суд.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно статье 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Ича-IV-M" имеет лицензию НОВ N 00783 МЭ на право пользования недрами в целях геологического изучения Дупленского участка месторождения минеральных лечебно-столовых подземных вод и последующей добычи минеральных вод для розлива, выданную 15.07.1998 сроком на 25 лет, как победителю конкурса.
Границы участка недр, расположенного в 1 км. к северо-востоку от с. Дупленское Коченевского района Новосибирской области, определены площадью 750 x 700 м, с координатами угловых точек, указанных в Приложении N 4 к настоящей лицензии.
При рассмотрении спора арбитражными судами установлено, что из содержания оспариваемого постановления Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу следует, что Обществу вменяется в вину, в том числе, осуществление комплекса строительных работ, связанных с бурением разведочно-эксплуатационной скважины, без утверждения в установленном порядке проекта работ и земельного отвода, в нарушение экологических требований, установленных статьёй 31 Правил охраны недр и статьёй 37 Закона об охране окружающей среды.
В силу пункта 31 Правил охраны недр не допускается строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации. В соответствии со статьёй 37 Закона об охране окружающей среды строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утверждённым проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и установления границ земельных участков на местности, а также изменение утверждённых проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исследовав обстоятельства дела, суды обоснованно пришли к выводу о том, что Обществом осуществляется проведение геологоразведочных работ (комплекс работ по геологическому изучению недр Дупленского месторождения минеральных вод), а не строительство объекта (водозаборной скважины), его эксплуатация.
Из материалов дела усматривается, что строительство скважины в виде водозаборного сооружения, возможно только после обнаружения подземных вод. Суды обеих инстанций отметили, что разведочной скважиной является скважина, необходимая для обнаружения полезных ископаемых, определения их запасов, качества и условий залегания. Данное понятие не идентично понятию скважины как водозаборного сооружения, каковым является гидротехническое сооружение для отбора воды из водоёма, водотока или подземного источника в целях промышленного и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Разведка месторождений полезных ископаемых есть комплекс работ, проводимых с целью определения промышленного назначения месторождений полезных ископаемых, получивших положительную оценку в результате поисково-оценочных работ.
Кроме того, согласно части 7 статьи 54 Гадостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного Кодексом, а также государственного экологического контроля в отношении объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий.
Порядок осуществления государственного строительного надзора, в силу части 8 статьи 54 ГрК РФ устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, согласно пункту 5 которого государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора.
Если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).
Поскольку Департамент не является органом государственного строительного надзора, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у него полномочий на проведение проверочных мероприятий при производстве строительных работ и привлечение к административной ответственности лиц, нарушающих установленные законом требования, предъявляемые к проведению строительных работ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.
Учитывая, что арбитражными судами полно и всесторонне исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, представленные доказательства оценены с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.03.2010 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 03.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-18410/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 октября 2010 г. по делу N А45-18410/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании