Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 октября 2010 г. по делу N А27-2980/2010
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными требований Кемеровской таможни (далее по тексту - Таможня) от 03.12.2009 (дело N А27-2973/2010), от 23.12.2009 (дело N А27-2974/2010), от 03.12.2009 (дело N А27-2980/2010), от 21.01.2010 (дело N А27-2982/2010), вынесенных Беловским таможенным постом Кемеровской таможни.
Определением от 21.04.2010 судом на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для совместного рассмотрения дела NN А27-2973/2010, А27-2974/2010, А27-2980/2010, А27-2982/2010 объединены в одно производство.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23.04.2010 заявление ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" удовлетворено, с Кемеровской таможни в пользу Общества взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 8 000 руб.
Постановлением апелляционного суда от 13.07.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
По мнению заявителя жалобы, ввезенные Обществом шины подлежат классификации по коду 4011 20 900 0, и действия Таможни при обнаружении в ходе таможенного оформления неверной классификации спорного товара выполнены в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 153 Таможенного кодекса Российской Федерации; арбитражным судом необоснованно взысканы с Таможни судебные расходы, понесенные Обществом в связи с уплатой госпошлины в сумме 8 000 руб.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу Таможни от Общества не поступил.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что на основании контракта от 25.12.2008 N 7061/08-1, заключенного между ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" и иностранной фирмой TRS TYRE AND RUBBER SUPPLIES S.A., Switzerland, ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" ввезен товар и на Беловский таможенный пост Кемеровской таможни поданы грузовые таможенные декларации (ГТД):
- N 10608010/021209/0002726 для таможенного оформления ввоза товара - "шины пневматические резиновые новые, укомплектованные уплотнительными кольцами, для карьерных самосвалов, грузоподъемностью 130 тонн, для использования во внедорожной сети в горнодобывающей промышленности, марка "Бриджстоун", с надписью "OFF-THE-ROAD" и "EARTHMOVING", тип шины 33.00R51*2VRLS Е4 TL, шириной шины 932 мм, внешним диаметром 3052 мм, глубиной протектора 78,5 мм, статический радиус 1051 мм, статическая ширина профиля 1371 мм, максимальной скоростью движения автомобиля 50 км/ч, радиального строения, бескамерные с поперечными канавками на протекторе, с посадочным диаметром 129, 54 см; применяются на автомобилях "БелАЗ-7513" (самоходных колесных машинах) на открытых горных работах для перевозки горной массы без выезда на дороги общего пользования";
- N 10608010/221209/0002907 для таможенного оформления ввоза товара - "шины пневматические резиновые новые, укомплектованные двумя уплотнительными кольцами для карьерных самосвалов, грузоподъемностью 200-220 тонн, использования во внедорожной сети, в горнодобывающей промышленности, марка "Бриджстоун", с надписью "OFF-THE-ROAD" и "EARTHMOVING", тип шины 40.00R57*2VELS TL Е4, шириной шины 1127 мм, внешним диаметром 3562 мм, глубиной протектора 91,5 мм, статический радиус 1291 мм, статическая ширина профиля 1582 мм, максимальной скоростью движения автомобиля 50 км/час; радиального строения, бескамерные, с поперечными канавками на протекторе, с посадочным диаметром 144,78 см; применяются на автомобилях "БелАЗ-75306" (самоходных колесных машинах) на открытых горных работах для перевозки горной массы без выезда на дороги общего пользования";
- N 10608010/021209/0002728 для таможенного оформления ввоза товара - "шины пневматические резиновые новые укомплектованные уплотнительными кольцами для карьерных самосвалов, грузоподъемностью 130 тонн, для использования во вне дорожной сети, в горнодобывающей промышленности, марка "Бриджстоун", с надписью "OFF-ТНЕ-ROAD" и "EARTHMOVING", тип шины 33.00R51*2VRLS TL Е4, шириной шины 932 мм, внешним диаметром 3052 мм, глубиной протектора 78,5 мм, статический радиус 1051 мм, статическая ширина профиля 1371 мм, максимальной скоростью движения автомобиля 50 км/ч, радиального строения, бескамерные, с поперечными канавками на протекторе, с посадочным диаметром 129,54 см, применяются на автомобилях "БелАЗ-7513" (самоходных колесных машинах) на открытых горных работах для перевозки горной массы без выезда на дороги общего пользования";
- N 10608010/101209/0002789 для таможенного оформления ввоза товара - "шины пневматические резиновые новые укомплектованные двумя уплотнительными кольцами для карьерных самосвалов, грузоподъемностью 320 тонн, для использования во внедорожной сети, в горнодобывающей промышленности, марка "Бриджстоун", с надписью "OFF-THE-ROAD" и "EARTHMOVING", тип шины 59/80R63 *2VRPS TL Е4, шириной шины 1467 мм, внешним диаметром 4017 мм, глубиной протектора 116 мм, статический радиус 1710 мм, статическая ширина профиля 1712 мм, максимальной скоростью движения автомобиля 50 км/ч, радиального строения, бескамерные, с поперечными канавками на протекторе, с посадочным диаметром 160,02 см, применяются на автомобилях "БелАЗ-75600" (самоходных колесных машинах) на открытых горных работах для перевозки горной массы без выезда на дороги общего пользования".
При декларировании товар классифицирован Обществом в соответствии с кодом 4011 94 000 0 ТН ВЭД России "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: - прочие: для транспортных средств, используемых в строительстве или промышленности, и имеющие посадочный диаметр более 61 см", со ставкой ввозной таможенной пошлины 5 процентов.
Полагая, что произведенная Обществом классификация товара является неверной, Беловский таможенный пост направил в адрес ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" требования: от 03.12.2009, от 23.12.2009, от 21.01.2010, в которых предложил Обществу скорректировать в ГТД NN 10608010/021209/0002726, 10608010/221209/0002907, 10608010/021209/0002728, 10608010/101209/0002789 код товара 4011940000 на код 4011209000, пересчитать размер сумм подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов, внести дополнение в графу 31 ГТД - указать индекс нагрузки для шин 33.00R51*2VRLS Е4 TL, 40.00R57*2VELS TL E4, 59/80R63*2VRPS TL E4 и представить письмо на распоряжение денежными средствами, платежное поручение на оплату доначисленной суммы таможенных платежей.
Общество скорректировало сведения по требованиям Таможни от 03.12.2009, 23.12.2009, 21.01.2010.
Письмом от 23.12.2009 N 728 в адрес и.о. начальника Беловского таможенного поста Общество распорядилось о списании 2 049 191 руб. для оплаты ввозной таможенной пошлины и НДС с платежного поручения от 21.12.2009 N 58166 (т. 7 л.д. 18).
Письмом от 22.01.2010 N 16 в адрес начальника Беловского таможенного поста Общество распорядилось о списании 478308 руб. для оплаты ввозной таможенной пошлины и НДС с платежного поручения от 12.01.2010 N 249 (т. 3 л.д. 23).
Письмом от 03.12.2009 N 707 в адрес начальника Беловского таможенного поста Общество распорядилось о списании 551 181 руб. для оплаты ввозной таможенной пошлины и НДС с платежного поручения от 30.11.2009 N 53990 (т. 5, л.д. 19).
Письмом от 03.12.2009 N 708 в адрес начальника Беловского таможенного поста Общество распорядилось о списании 551 181 руб. для оплаты ввозной таможенной пошлины и НДС с платежного поручения от 30.11.2009 N 53990 (т. 1, л.д. 22).
Не согласившись с требованиями таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражные суды, удовлетворяя требования Общества, исходили из того, что сведения о товаре, заявленные в ГТД, являются достоверными и достаточными, и основания для их корректировки у таможенного органа отсутствовали.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из установленных арбитражными судами фактических обстоятельств по делу и следующих норм права.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 40 Таможенного кодекса Российской Федерации товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, в отношении товаров определяется классификационный код по ТН ВЭД. Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию. Процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется с учетом Основных правил интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - Правила).
Из Правила 1 следует, что названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с Правилами 2-6.
Правилом 3 "а" определено, что предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Правилом 6 установлено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями Правил 1-5, при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей Правила 6 также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию. Процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (указанием определенного набора сведений соответствующих или не соответствующих действительности).
Арбитражными судами установлено и материалами дела подтверждается, что поставленные в адрес Общества шины соответствуют разделу VII ТН ВЭД "Пластмассы и изделия из них; каучук, резина и изделия из них", группе 40 "Каучук, резина и изделия из них", позиции 4011 "Шины и покрышки пневматические резиновые новые".
Спор касается определения соответствующих однодефисной субпозиции и двухдефисной субпозиции, т.е. цифровых знаков кода ТН ВЭД после четвертого.
В отношении спорных шин сравнимыми являются однодефисная субпозиции 4011 20 с наименованием "для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов" и однодефисная позиция "прочие".
Согласно пояснениям Федеральной таможенной службы к Правилу 6 Правила 1-5 применимы с соответствующими изменениями и для классификации на уровне субпозиций в пределах одной и той же товарной позиции, т.е. не должны приниматься во внимание описания и указания, содержащиеся в какой-либо иной субпозиции более низкого уровня, когда решается вопрос о выборе между двумя субпозициями данного уровня. При этом субпозиции одного уровня - это субпозиции с одним дефисом (уровень 1) или субпозиции с двумя дефисами (уровень 2).
Указанные субпозиции являются сравнимыми, поскольку они относятся к субпозициям одного уровня в пределах одной товарной позиции 4011 "Шины и покрышки пневматические резиновые новые" (субпозиции с одним дефисом - уровень 1), следовательно, при классификации спорного товара применимо Правило 6.
Исходя из описаний субпозиций в товарной позиции 4011, субпозиция 4011 20 используется в отношении шин для моторных транспортных средств для перевозки грузов, которые могут применяться на дорогах общего пользования, и имеющих соответствующие маркировки индекса нагрузки.
Для определения шин по наименованию "прочие" характерно применение их на транспортных средствах и машинах (в том числе и карьерных самосвалах), используемых в горнодобывающей промышленности, а также значение посадочного диаметра.
Арбитражными судами установлено, что спорные шины характеризуются прежде всего применением их в горнодобывающей промышленности и посадочным диаметром, а не индексом нагрузки.
Ввезенные Обществом шины марки 40.00R57*2VELS E4, 33.00R51*2 VRLS TL E4 и 59/80R63*2VRPS TL E4 предназначены для самоходных колесных машин - карьерных самосвалов, используемых только на открытых горных разработках горнодобывающей промышленности, эксплуатируемых вне автомобильных дорог общего пользования, со скоростью не более 50 км/ч, имеют посадочный диаметр 129,54 см, 144,78 см и 160,02 см, то есть более 61 см.
Апелляционный суд, руководствуясь техническими характеристиками карьерного самосвала "БелАЗ-7513", сделал вывод о том, что поскольку для карьерного самосвала "БелАЗ-75131" применяется код ОКОФ 14 2924020 подраздела 14 0000000 "Машины и оборудование" Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, то согласно ОКОФ карьерные самосвалы относятся к подразделу 14 0000000 "Машины и оборудование", а не к подразделу 15 0000000 "Транспортные средства".
Кроме того, как правильно указал суд, характеристики карьерного самосвала "БелАЗ-75131" не позволяют отнести данную самоходную машину к "моторным транспортным средствам для перевозки грузов", о которых идет речь в субпозиции 4011 20 ТН ВЭД.
Субпозиция 4011 20 включает в себя подсубпозиции, классифицирующие шины в зависимости от индекса нагрузки.
Критерием отнесения товара по коду 4011 20 9000 является определение индекса нагрузки.
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД России индекс нагрузки всегда указывается на шине.
Между тем на декларируемых ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" шинах отсутствует маркировка индекса нагрузки - международного цифрового кода, обозначающего предельно допустимую нагрузку, которую способна нести шина при скорости, соответствующей символу скорости, и при определенных условиях эксплуатации.
Кроме того, судами установлено, что ГОСТ 26585-2003, в отличие от ГОСТа Р 52 899-2007 "Шины пневматические для грузовых механических транспортных средств и прицепов", не содержит формулировки об обязательности нанесения маркировки индекса нагрузки. Это свидетельствует о том, что к маркировке шин внедорожных, используемых в промышленности и строительстве применяются иные требования, соответственно и квалифицироваться они должны отдельно от шин для грузовых транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов по дорогам общего пользования.
На сферу использования декларируемых ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" шин указывает маркировка "OFF-THE-ROAD", что означает "внедорожные" и EARTHMOVER ("Е" - в земляных работах), а также особое строение протектора шин, связанное с передвижением вне дорог общего пользования. Это указывает на целевое использование спорных шин только в промышленности.
Кроме того, таможенным органом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих, что указанная ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" классификация противоречит применяемым в международных отношениях правилам классификации товаров.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций обоснованно удовлетворили требования заявителя.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств по делу, правильно установленных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, аналогичны доводам апелляционной жалобы, которым Седьмой арбитражный апелляционный суд дал надлежащую оценку.
С учетом положений пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражный суд правомерно распределил судебные расходы, взыскав с Таможни в пользу Общества 8 000 руб. в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.04.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 13.07.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-2980/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 октября 2010 г. по делу N А27-2980/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании