Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 октября 2010 г. по делу N А75-728/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 5 октября 2010 г.
Открытое акционерное общество "Нижневартовскавиа" (далее - ОАО "Нижневартовскавиа", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным решения Линейного отдела внутренних дел на станции Сургут (далее - ЛОВД на станции Сургут) от 18.11.2009 года N 7/19260 об отказе в продлении срока действия разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему и обязании продлить разрешение Обществу на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему.
Решением от 26.03.2010 года Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 18.06.2010 года Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены. Признано незаконным решение Линейного отдела внутренних дел на станции Сургут от 18.11.2009 года N 7/19260. На Линейный отдел внутренних дел на станции Сургут возложена обязанность продлить ОАО "Нижневартовскавиа" срок действия разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему, путём выдачи разрешения. В пользу ОАО "Нижневартовскавиа" взысканы судебные расходы по государственной пошлине в размере 2 000 рублей.
В кассационной жалобе ЛОВД на станции Сургут, полагая, что судебные акты являются незаконными и необоснованными, приняты с нарушением действующего законодательства, просит отменить решение первой и постановление апелляционной инстанций и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку судами не дана оценка доводу о том, что общество (в соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об оружии") не относится к органам, организациям, лицам, имеющим право на приобретение оружия; а также к органам, которые (в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона "Об оружии") имеют право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия.
Считает, что ОАО "Нижневартовскавиа" не является юридическим лицом с особыми уставными задачами, имеющим право на получение в органах внутренних дел отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия.
Ссылаясь на пункт 1 части 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 3 Положения о Линейном отделе внутренних дел Российской Федерации, указывает, что является федеральным органом исполнительной власти, и освобождается от уплаты государственной пошлины при участии по делам в качестве истца и в качестве ответчика.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Нижневартовскавиа", опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что арбитражными судами дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы о том, что ОАО "Нижневартовскавиа" признано юридическим лицом с особыми уставными задачами, осуществляющим деятельность по обеспечению мер по авиационной безопасности непосредственно через свое структурное подразделение - службу авиационной безопасности.
Просит оставить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё, проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что 27.01.2009 в связи с окончанием срока действия разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему от 03.05.2005 года серии РХИ N 0083772, ОАО "Нижневартовскавиа" обратилось в Линейный отдел внутренних дел на станции Сургут для замены данного разрешения.
06.02.2009 в адрес Общества поступило уведомление об отказе в выдаче лицензии (разрешения) серии УО N 001 (без даты) с письмом от 05.02.2009 года N 7/2101.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.06.2009 года по делу N А75-2479/2009, решение ЛОВД на станции Сургут об отказе в выдаче разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему, представленное уведомлением об отказе в выдаче лицензии (разрешения) серии УО N 001 (без даты) с письмом от 05.02.2009 года N 7/2101, признано незаконным.
На основании указания Арбитражного суда, ЛОВД на станции Сургут было повторно рассмотрено заявление ОАО "Нижневартовскавиа" на продление срока действия разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему юридическими лицами.
Ссылаясь на статью 10 Федерального закона от 13.12.1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", статью 83 Воздушного кодекса Российской Федерации, ЛОВД на станции Сургут письмом от 18.11.2009 года N 7/19260 вновь отказало Обществу в замене и выдаче разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему.
Не согласившись с указанным отказом ЛОВД на станции Сургут, ОАО "Нижневартовскавиа" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования ОАО "Нижневартовскавиа", арбитражные суды исходили из того, что Общество является юридическим лицом с особыми уставными задачами, осуществляющим деятельность по обеспечению мер авиационной безопасности непосредственно через свое структурное подразделение - службу авиационной безопасности.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, исходит из следующего.
Статьей 9 Федерального закона от 13.12.1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон N 150-ФЗ) установлено, что лицензии на приобретение оружия выдаются органами внутренних дел. Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются непредставление заявителем необходимых сведений, отсутствие условий для обеспечения безопасности производства или полного учета оружия, а также другие основания, предусмотренные законом.
В соответствии с пунктами 19, 21 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 года N 814, право на приобретение оружия на территории Российской Федерации по лицензиям, выдаваемым органами внутренних дел, имеют субъекты, указанные в статье 10 и 15 Закона N 150-ФЗ, за исключением государственных военизированных организаций.
Круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия, к которым относятся, в том числе, юридические лица с особыми уставными задачами, определен статьей 10 Закона N 150-ФЗ.
Согласно статье 4 Закона N 150-ФЗ к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.
Исходя из положений статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации, авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделёнными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
В силу пункта 3 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации сотрудникам службы авиационной безопасности (далее - САБ) при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Федеральных авиационных правил "Требования безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 года N 142, САБ аэропорта, САБ авиационных предприятий помимо служебного оружия и специальных средств, автотранспорта, средств связи и других необходимых материальных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации оснащаются техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций указали, что ОАО "Нижневартовскавиа", имея в своей структуре службу авиационной безопасности, отвечающую всем предъявляемым к ней требованиям законодательства, является юридическим лицом с особыми уставными задачами, которое может претендовать на получение лицензии на приобретение оружия и патронов к нему.
Из пункта 3.4.22 Устава ОАО "Нижневартовскавиа", содержащегося в материалах дела, следует, что одним из его основных видов деятельности является обеспечение мер авиационной безопасности, в связи с чем, Общество имеет в своем составе в качестве структурного подразделения САБ, которая осуществляет комплекс мероприятий по обеспечению гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в её деятельность, а также усиливает меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или чрезвычайных обстоятельств.
ОАО "Нижневартовскавиа" Федеральной службой по надзору в сфере транспорта выдан сертификат соответствия на вид аэропортовой деятельности - авиационная безопасность N 2051080271, сроком действия до 20.03.2010 года.
29.12.2007 Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Обществу выдана лицензия серии АБ N 0907114 на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности на срок до 29.12.2012, в том числе на охрану воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключение возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющих веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполётный досмотр, а также послеполётный досмотр в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции"; реализацию мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе осуществляемых с участием правоохранительных органов.
Принимая во внимание вышеуказанное, арбитражные суды пришли к правомерному выводу о том, что ОАО "Нижневартовскавиа" является юридическим лицом с особыми уставными задачами, осуществляющим деятельность по обеспечению мер авиационной безопасности непосредственно через свое структурное подразделение - службу авиационной безопасности, поэтому имеет право хранить и использовать служебное оружие и патроны к нему.
Судами исследовался довод ЛОВД на станции Сургут о необоснованном взыскании с него государственной пошлины, поскольку в силу пункта 1 части 1 статьи 333.35 и пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 Положения о Линейном отделе внутренних дел Российской Федерации, он является федеральным органом исполнительной власти и освобождается от уплаты государственной пошлины, как в качестве истца, так и в качестве ответчика.
Он отклонён как ошибочный, правовая оценка этому дана.
Освобождение от уплаты государственной пошлины по названному основанию не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленный частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, кассационная инстанция находит необоснованными.
Ранее они были проверены и оценены судами первой и апелляционной инстанций и по существу сводятся к переоценке этих выводов.
Правовые основания для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора у суда кассационной инстанции отсутствуют, так как статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного, правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26.03.2010 года Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 18.06.2010 года Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-728/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 октября 2010 г. по делу N А75-728/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании