Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 октября 2010 г. по делу N А46-18602/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 5 октября 2010 г.
Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее - Управление лесного хозяйства) 09.09.2009 обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к главе администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании недействительным постановления главы Красноярской сельской администрации от 21.02.1996 N 6 "О выделении земельного участка под строительство".
Требование заявителя мотивировано неправомерным предоставлением П. А.Л. под строительство земельного участка площадью 0, 15 га, расположенного на землях лесного фонда.
До принятия судебного акта к участию в деле заинтересованными лицами привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - Управление Росимущества), П.А.Л., П.Л.П., администрация Омского муниципального района Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.12.2009 в удовлетворении заявления Управления лесного хозяйства отказано.
Суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, позволяющих с достоверностью определить границы земельного участка, который отнесен к землям лесного фонда, и сделал вывод о пропуске заявителем срока исковой давности.
Определениями арбитражного суда апелляционной инстанции от 13.04.2010 и от 19.05.2010 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены П.О.В., П.Е.А., П.М.А., П.А.А.
Определением от 19.04.2010 суд апелляционной инстанции установил, что решение суда от 28.12.2009 было принято без привлечения к участию в деле заинтересованных лиц, и перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2010 решение суда отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Управления лесного хозяйства.
Суд апелляционной инстанции указал на пропуск заявителем срока оспаривания ненормативного правового акта, а также установил, что спорный земельный участок, относящийся к категории земель поселений, разделен путем выделения долей и признания на них прав собственности граждан согласно решениям судов общей юрисдикции.
В кассационной жалобе Управление лесного хозяйства просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель считает неправильным вывод суда апелляционной инстанции об исчислении срока для судебного оспаривания ненормативного правового акта органа местного самоуправления, так как о нарушении прав и интересов ему стало известно лишь после начала функционирования Управления лесного хозяйства и выезда на место для натурного обследования земельного участка после обращения одного из землепользователей.
Также заявитель не согласен с отнесением земельного участка к категории земель населенных пунктов, так как не соблюдена обязательная процедура перевода земель из одной категории в другую.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивает на отмене судебных актов.
Администрация Омского муниципального района в отзыве возразила против отмены постановления суда апелляционной инстанции. Орган местного самоуправления указал на устоявшиеся отношения по использованию земельного участка гражданами и неубедительность доводов Управления лесного хозяйства о нахождении земельного участка на землях лесного фонда, границы которого не установлены надлежащим образом и не соотнесены с границами спорного участка. Также Администрация Омского муниципального района подтвердила значительный пропуск Управлением лесного хозяйства срока оспаривания ненормативного правового акта.
Управление Росимущества в отзыве поддержало кассационную жалобу Управления лесного хозяйства. По мнению этого органа, заявитель правильно относит спорный земельный участок к категории земель лесного фонда. Ссылаясь на часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Управление Росимущества считает, что срок оспаривания ненормативного правового акта органа местного самоуправления не пропущен.
От П. О.В., П. М.А., П. Е.А. поступили документы об их правах на земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
Исходя из соотношения норм глав 7, 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о доказательствах и доказывании с учетом особенностей кассационного обжалования, эти документы не подлежат оценке в суде кассационной инстанции.
Проверив законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, в связи с обращениями П. Л.П. постановлением администрации Красноярского сельского поселения от 21.02.1996 N 6 в собственность этого физического лица был выделен земельный участок площадью 0,15 га для строительства жилого дома.
Впоследствии на запрос П. Л.П. от 29.04.2009 о предоставлении сведений с указанием категории земельного участка площадью 0,15 га с кадастровым N 55:20:09 01 01:2262 Отделом Омского лесничества был составлен акт натурного осмотра от 14.08.2009 с перечислением расположенных на нем объектов недвижимого имущества (жилого дома с постройками).
С требованием о признании недействительным постановления администрации Красноярского сельского поселения от 21.02.1996 N 6 Управление лесного хозяйства в порядке, предусмотренном нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось 09.09.2009.
Из содержания части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вытекает, что с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта заинтересованное лицо может обратиться в трехмесячный срок со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Закон допускает возможность восстановления этого срока судом в случае его пропуска по уважительной причине.
Однако, учитывая существенный пропуск срока оспаривания, а также отсутствие ходатайства о его восстановлении, суд апелляционной инстанции на законном основании отказал в удовлетворении требования Управления лесного хозяйства.
Довод Управления лесного хозяйства о начале исчисления этого срока с даты обследования земельного участка обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, как не соответствующий специальным полномочиям этого органа в сфере имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков.
Кроме того, суд апелляционной инстанции правильно оценил наличие на спорном земельном участке объектов недвижимости физических лиц, длительный период времени используемых ими для ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, кассационная жалоба заявителя об отмене постановления суда апелляционной инстанции подлежит отклонению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2010 по делу N А46-18602/2009 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления лесного хозяйства Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 октября 2010 г. по делу N А46-18602/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании