Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 октября 2010 г. по делу N А45-4713/2010
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Бийский речной порт" (далее - Речпорт) 18.02.2010 обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", железная дорога, перевозчик) о взыскании 181 806 рублей 49 копеек, необоснованно списанных с лицевого счета Речпорта.
Требование грузополучателя мотивировано неосновательным списанием железной дорогой с лицевого счета в ТехПД (отдел организации расчетов) РАФТО платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования в отсутствие подачи и уборки вагонов за период с 17.02.2009 по 18.06.2009.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 14.04.2010 в удовлетворении иска отказано.
Суд первой инстанции исходил из согласованного сторонами условия об оплате сбора за пользование железнодорожными путями необщего пользования независимо от выхода локомотива.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010 решение суда оставлено в силе.
Суд апелляционной инстанции подтвердил, что Правила применения сборов за дополнительные операции, связанных с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 N 35/15, соответствуют Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В кассационной жалобе Речпорт просит отменить судебные акты, принять новое решение об удовлетворении иска.
Заявитель считает неправильными выводы судов об оценке пункта 16 договора от 01.10.2007 N 4/287, так как его обязанность по уплате сбора за пользование подъездным путем возникает только в период подачи либо уборки вагонов.
Также заявитель указывает на правовую природу договора от 01.10.2007 N 4/287 о подаче и уборке вагонов как договора оказания услуг, что согласно нормам главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает реальное исполнение таких услуг.
По мнению заявителя, Тарифное руководство N 3, утвержденное постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 "Об утверждении правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте" не может быть применено судами в соответствии с частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как противоречащее статье 58 Устава железнодорожного транспорта.
ОАО "РЖД" в отзыве отклонило кассационную жалобу Речпорта. Ответчик сослался на Решение Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2009, которым подтвержден вывод о том, что ежесуточная уплата сбора за пользование железнодорожными путями необщего пользования вне зависимости от подачи и уборки вагонов соответствует безубыточности деятельности организаций железнодорожного транспорта.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал возражения против отмены судебных актов.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассматривается в отсутствие его представителя.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Как установлено судом первой инстанции в ходе исследования материалов дела, по заключенному с ООО "Бийский речной порт" (пользователем) договору от 01.10.2007 N 4/287 ОАО "РЖД" (перевозчик) собственным локомотивом осуществляло подачу и уборку вагонов на принадлежащий ему железнодорожный путь необщего пользования протяженностью 540,21 метров, примыкающего к ходовому станционному пути 11 станции Бийск.
В договоре от 03.05.2006 N 230 стороны предусмотрели проведение расчетов за перевозку грузов и оказание дополнительных услуг по договорным ценам в соответствии с прайс-листом перевозчика (приложение N 1).
Обязанностью пользователя (пункт 16 договора от 01.10.2007 N 4/287) является, в том числе уплата перевозчику сбора за пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы N 11 Тарифного руководства N 3 исходя из его протяженности.
В период с 17.02.2009 по 18.06.2009 железная дорога на основании накопительных ведомостей начислила Речпорту 181 806 рублей 49 копеек платы за пользование железнодорожными подъездными путями, которая была списана с его счета в ТехПД.
Учитывая специфику перевозочного процесса, правоотношения сторон регулируются нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации с особенностями, предусмотренными транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (статья 784).
Так, согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" под действие этого закона подпадают отношения, возникающие между перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта необщего пользования при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования.
Из содержания статьи 55 Устава железнодорожного транспорта вытекает, что отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования по поводу его эксплуатации регулируются соответствующим договором.
При этом статья 58 Устава предусматривает необходимость учета в таких договорах технологии функционирования железнодорожного пути необщего пользования.
С учетом пунктов 1, 2 Таблицы N 11 Тарифного руководства N 3, пункта 2.7.13 Тарифного руководства N 3 суд первой инстанции правильно исходил из ежесуточного начисления и оплаты сбора за пользование железнодорожными подъездными путями в данном случае независимо от выхода локомотива, подачи и уборки вагонов.
Данное Тарифное руководство N 3 утверждено постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 "Об утверждении правил применения сборов за дополнительные операции, связанных с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте".
Поскольку ОАО "РЖД" правомерно списало с лицевого счета Речпорта в ТехПД (отдел организации расчетов) РАФТО 181 806 рублей 49 копеек начисленного сбора за пользование железнодорожными подъездными путями, суд первой инстанции на законном основании отказал во взыскании этой суммы.
Довод заявителя об оплате сбора за пользование подъездным путем только при подаче (уборке) вагонов основан на неправильном толковании условий заключенного им с железной дорогой договора.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод истца о несоответствии Тарифного руководства N 3 нормам Устава железнодорожного транспорта.
Утверждение заявителя о применении норм главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации противоречит специфике установленных между сторонами отношений.
Таким образом, оснований для отмены судебных актов и принятия в суде кассационной инстанции нового решения не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.04.2010 по делу N А45-4713/2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бийский речной порт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 октября 2010 г. по делу N А45-4713/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании