Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 октября 2010 г. по делу N А03-6039/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2010 г.
Предприниматель Б.П.Е. обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным решения Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (далее - Комитет) об отказе в выборе земельного участка примерной площадью 0,7 га, расположенного по ул. Декоративной в г. Барнауле, для строительства апарт-отеля, изложенного в письме от 19.02.2010 N Б-62-ж, и обязании Комитета обеспечить выбор земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление имущественных отношений Алтайского края.
Решением от 14.07.2010 Арбитражного суда Алтайского края, заявленные предпринимателем Б.П.Е. требования, удовлетворены. Суд признал решение Комитета об отказе в выборе земельного участка, изложенное в письме от 19.02.2010 N Б-62-ж, незаконным и обязал Комитет обеспечить предпринимателю Б.П.Е. выбор земельного участка примерной площадью 0,7 га, расположенного по ул. Декоративной в г. Барнауле, для строительства апарт-отеля.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Комитет просит принятый судебный акт отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем Б.П.Е. требований.
Заявитель полагает, что обжалуемое решение является незаконным, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, а оценка имеющихся в деле доказательств не произведена с соблюдением требований, предусмотренных статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По его мнению, земельный участок, на который претендует предприниматель Б.П.Е., сформирован, поставлен на кадастровый учет и находится в аренде, поэтому не может быть предоставлен с предварительным согласованием мест размещения объекта иному лицу для строительства объекта.
Комитет отмечает, что заявителем не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела видно, что предприниматель Б.П.Е. обратился в Главное управление имущественных отношений Алтайского края с заявкой от 05.10.2009 N 7542 о выборе земельного участка примерной площадью 0,7 га, расположенного по ул. Декоративной в г. Барнауле, для строительства апарт-отеля и предварительном согласовании места размещения объекта.
Письмом от 05.11.2009 N АН-11687 заявление предпринимателя Б.П.Е. направлено в адрес администрации г. Барнаула для обеспечения выбора указанного земельного участка.
Предприниматель Б.П.Е. обратился с заявлением от 19.01.2010 в администрацию г. Барнаула (получено 25.01.2010), о предоставлении информации по его обращению от 05.11.2009 в Главное управление имущественных отношений Алтайского края.
Письмом от 19.02.2010 N Б-62-Ж Комитет по архитектуре и развитию города администрации г. Барнаула уведомил предпринимателя Б.П.Е. о направлении Главным управлением имущественных отношений Алтайского края его обращения в администрацию города Барнаула об обеспечении выбора земельного участка примерной площадью 0,7 га, расположенного по ул. Декоративной в г. Барнауле для строительства апарт-отеля. В письме указывалось о том, что запрашиваемый участок поставлен на кадастровый учет и предоставлен ЗАО "Алтайавтопаркинг" в аренду для строительства малоэтажной высокоплотной жилой застройки.
Сославшись на отсутствие у Комитета правовых оснований для составления ответа с подобным содержанием, предприниматель Б.П.Е. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что отказ Комитета в выборе земельного участка и предварительном согласовании мест размещения объекта противоречит положениям статей 29, 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации и Порядку представления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражного суда правомерными исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
В силу положений пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями возложена на орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Аналогичная процедура и критерии предоставления земельных участков закреплены в Порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденном постановлением администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48 (далее - Порядок).
В силу пункта 2.3 Порядка гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Статьей 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007 N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае", пунктом 1.1 Положения о Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 02.02.2006 N 32, установлено, что таким уполномоченным органом является Главное управление имущественных отношений Алтайского края.
Согласно пункту 2.4 Порядка уполномоченный орган на основании полученного заявления: в течение семи дней направляет обращение в администрацию муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края; получает от администрации города Барнаула: оформленный в установленном порядке с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах акт о выборе земельного участка для строительства (а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны), согласованный в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с соответствующими государственными органами; утвержденные проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора либо проект межевания территории, подготовленный в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации; необходимую информацию о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков; в необходимых случаях подтверждение о должном информировании землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 1.1 Положения о Комитете по архитектуре и развитию города Барнаула, утвержденного Решением Барнаульской городской Думы от 26.12.2008 N 32 (далее - Положение), отражено, что Комитет является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере градостроительства и архитектуры, который осуществляет функции межотраслевого регулирования градостроительной деятельности на территории города.
Пунктом 4.1 Положения на Комитет возложены обязанности по подготовке актов выбора земельных участков для всех видов строительства (реконструкции).
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что для Комитета возможность отказа в осуществлении процедуры выбора земельного участка ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Порядком предоставления земельных участков, утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48 не предусмотрена, Комитет, отказывая в выборе земельного участка, вышел за пределы своих полномочий, поскольку решение вопроса о предоставлении земельных участков для строительства из земель, находящихся в границах города Барнаула, государственная собственность на которые не разграничена, относится к компетенции Главного управления имущественных отношений Алтайского края, чем существенно нарушил права и законные интересы предпринимателя Б.П.Е. на приобретение земельного участка в установленном порядке и использовании его в предпринимательской деятельности, арбитражный суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемого судебного акта арбитражным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, основания для его отмены отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции как необоснованные и направленные на переоценку обстоятельств, установленных арбитражным судом.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 14.07.2010 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-6039/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 октября 2010 г. по делу N А03-6039/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании