Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 октября 2010 г. по делу N А45-4425/2010
(извлечение)
Государственное учреждение - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 9) (далее - Фонд социального страхования) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска "Детский сад N 298 комбинированного вида" (далее - Учреждение) 47 796 руб. расходов, полученных от Фонда социального страхования на цели обязательного социального страхования.
Решением арбитражного суда от 22.04.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 21.07.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд социального страхования, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции. При этом заявитель жалобы ссылается на то, что поскольку спорные расходы являются расходами исполнительного органа Фонда социального страхования, а не расходами страхователя, то действиями Учреждения Фонду социального страхования был причинен ущерб в размере 47 796 руб.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу Фонда социального страхования от Учреждения не поступил.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что в соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона от 22.12.2005 N 173-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год", статьи 11 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год", Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" за счет средств Фонда социального страхования оплачены четыре детские путевки в санаторно-оздоровительные лагеря на общую сумму 47 796 руб. Путевки переданы Учреждению по накладным от 15.09.2006 N 2115, от 17.04.2007 N 456, от 26.02.2008 N 346.
Фондом социального страхования проведена документальная выездная проверка Учреждения по вопросу расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем -плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд за период с 01.01.2006 по 31.12.2008. По результатам проверки составлен акт N 168-с/с от 29.09.2009, в котором указано, что расходы в сумме 47 796 руб., произведенные с нарушением установленных правил (не представлены заявления от родителей, медицинские справки, решения комиссии по социальному страхованию, обратные талоны путевок), подлежат возврату в Фонд социального страхования.
Учреждению направлено требование о возврате в срок до 30.10.2009 стоимости путевок, полученных от Фонда социального страхования N 7 от 20.10.2009, не принятых в счет средств, полученных на цели обязательного социального страхования.
Неисполнение требования в добровольном порядке в установленный срок, послужило основанием для обращения Фонда социального страхования в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, заявленных Фондом социального страхования, арбитражные суды указали на то, что полномочия Фонда социального страхования, заключающиеся в непринятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, выражаются в том, что фонд отказывает в уменьшении подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации части единого социального налога за сумму произведенных страхователем с нарушением законодательства расходов.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из установленных арбитражными судами фактических обстоятельств по делу и следующих норм права.
Статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона N 165-ФЗ, пунктом 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение о фонде), средства обязательного социального страхования, в том числе государственного социального страхования, являются федеральной собственностью, носят целевой характер и могут использоваться только на финансирование мероприятий, перечисленных в п. 8 Положения о фонде.
Расходы по государственному социальному страхованию страхователи производят в счет начисленных ими страховых взносов только на цели, на которые они предназначены, с соблюдением установленных правил; данные расходы должны быть подтверждены необходимыми документами.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для непринятия расходов по государственному социальному страхованию к зачету в счет начисленных взносов (подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ, п. 18 Положения о фонде).
Материалами дела подтверждается, что расходы на оплату путевок на санаторно-курортное лечение в сумме 47 796 руб. произведены страхователем - плательщиком единого социального налога с нарушением требований нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию.
Вместе с тем суды обеих инстанций обоснованно отказали Фонду социального страхования в удовлетворении исковых требований, учитывая, что у Фонда социального страхования отсутствуют правовые основания для обращения в суд с заявлением о взыскании не принятых к зачету расходов в сумме 47 796 руб., поскольку при неисполнении страхователем решения фонда о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на социальное страхование предусмотрен иной порядок взыскания со страхователя указанных сумм, а именно путем взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу в сумме, не принятой фондом к зачету по страховым взносам.
Кроме того, судами правомерно отмечено, что Учреждением не было допущено нецелевого использования денежных средств, поскольку страхователю выделялись не денежные средства, а путевки.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно - Сибирского округа постановил:
решение от 22.04.2010 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 21.07.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-4425/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 октября 2010 г. по делу N А45-4425/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании