Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 октября 2010 г. по делу N А45-5596/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2010 г.
Государственное научное учреждение - Сибирское региональное отделение Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ГНУ СО РАСХН, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 26.02.2010 N 69 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 01.04.2010 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 28.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ГНУ СО РАСХН просит решение арбитражного суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального права и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в действиях заявителя отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку реорганизация юридического лица, в данном случае ГУК ПЭТС СО РАСХН, находящегося в подчинении Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук, но собственником которого является Российская академия сельскохозяйственных наук, осуществляется уполномоченным органом, а не заявителем, который не обладает такими полномочиями.
Заявитель указывает, что им принимались меры к разрешению данного вопроса путем обращения 06.02.2009 в Российскую академию сельскохозяйственных наук (до привлечения к административной ответственности), но получен ответ о нецелесообразности проведения реорганизации вышеуказанного предприятия.
В отзыве на кассационную жалобу Федеральная антимонопольная служба по Новосибирской области просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель ГНУ СО РАСХН поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителя заявителя кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, считает ее подлежащей удовлетворению.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что решением от 11.02.2009 о принудительной реорганизации ГУК ПЭТС СО РАСХН Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области обязало Российскую академию сельскохозяйственных наук, Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук, ГУК ПЭТС СО РАСХН в срок до 31.12.2009 прекратить совмещение деятельности по купле-продаже электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии путем проведения реорганизации ГУК ПЭТС СО РАСХН (в форме разделения или выделения).
Об исполнении указанного решения ГУК ПЭТС СО РАСХН надлежало сообщить в антимонопольный орган в письменной форме с приложением подтверждающих документов в срок до 11.01.2010.
Письмом от 25.01.2010 N 01-41 ГУК ПЭТС СО РАСХН сообщило о том, что решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области в полном объеме не исполнено.
Полагая, что в действиях ГНУ СО РАХН имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ (неисполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа) Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области 15.02.2010 составило в отношении ГНУ СО РАСХН протокол N 69 об административном правонарушении.
Заместителем руководителя антимонопольного органа принято постановление от 26.02.2010 N 69 о привлечении ГНУ СО РАСХН к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Посчитав указанное постановление незаконным, ГНУ СО РАСХН обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях ГНУ СО РАСХН состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ и правомерности привлечения заявителя к административной ответственности.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает выводы арбитражных судов ошибочными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу статьи 36 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно частям 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Арбитражными судами установлено, что согласно Указу Президента РФ от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" в собственность Российской академии сельскохозяйственных наук переданы основные фонды, научные приборы, предприятия и оборудование Российской академии сельскохозяйственных наук и ее научных учреждений, а также находящееся на территории Российской Федерации собственное и государственное имущество ВАСХНИЛ и ее научных учреждений.
В соответствии с вышеуказанным Указом Президента Российской Федерации, Российская академия сельскохозяйственных наук является высшей самоуправляемой научной организацией, которая действует на основании законов Российской Федерации и собственного Устава.
Согласно пункту 4 Устава, утвержденного на учредительном собрании от 05.02.1992 и действующего на момент привлечения ГНУ СО РАСХН к административной ответственности, Российская академия сельскохозяйственных наук имеет в своем составе научно-исследовательские институты, опытные станции, отделы и лаборатории, конструкторские, проектные и проектно-технические организации, ботанические сады, заповедники, опытно-производственные, экспериментальные хозяйства и предприятия, экспериментальные заводы, библиотеки, архивы, типографии, другие учреждения, организация и предприятия.
Согласно пункту 35 Устава Президиум академии в установленном порядке создает, реорганизует, ликвидирует и переподчиняет учреждения, предприятия и организации академии, определяет основные направления их деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2009 N 180 утвержден новый Устав Российской академии наук, из пункта 4 которого следует, что Российская академии сельскохозяйственных наук наделена правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения наделенным ей имуществом, находящимся в Федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" и настоящим Уставом, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных академий (включая научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы), закреплением за ними федерального имущества, включенного в утверждаемый Правительством Российской Федерации реестр федерального имущества, передаваемого академии, а также правом на утверждение уставов подведомственных академии организаций и назначение их руководителей.
В силу подпункта "в" пункта 29 Устава РАСХН общее собрание академии принимает по представлению Президиума академии решения о создании, реорганизации и ликвидации отделений академии, Сибирского регионального отделения академии, региональных научных центров академии.
Согласно подпункта "е" пункта 41 Президиум академии принимает в установленном законодательством Российской Федерации и настоящим уставом порядке решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, подведомственных РАСХН, утверждает их уставы, закрепляет за ними федеральное имущество, включенное в утвержденный Правительством Российской Федерации реестр федерального имущества, передаваемого Российской академии сельскохозяйственных наук, контролирует эффективность использования имущества этими организациями.
На основании пункта 54 Устава региональное отделение академии представляет в Президиум академии предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении регионального отделения академии. Согласно части 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединении, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Арбитражными судами установлено и из материалов дела следует, что согласно Уставу ГУК ПЭТС СО РАСХН является государственным унитарным коммунальным предприятием, созданным для осуществления финансово-хозяйственной деятельности и находится в непосредственном подчинении Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук (пункт 1.2 Устава);
Однако в силу пункта 1.3 Устава данного предприятия, собственником имущества предприятия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 является Российская академия сельскохозяйственных наук, которая осуществляет реорганизацию предприятия в форме слияния присоединения, выделения, преобразования на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункт 7.1).
Из Устава Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук, утвержденного Президиумом Российской академии сельскохозяйственных наук (протокол N 4 от 20.04.2006) следует, что отделение входит в состав Российской академии сельскохозяйственных наук (пункт 3); является некоммерческой организацией, имеющей государственный статус, наделено правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения имуществом, находящемся в собственности Россельхозакадемии предел прав, предусмотренных настоящим Уставом (пункт 6).
Из вышеуказанного следует, что Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук полномочиями, указанными в решение от 11.02.2009 о принудительной реорганизации ГНУ СО РАСХН не наделено.
Для принятия собственником ГНУ СО РАСХН решения о реорганизации данного предприятия, в целях соблюдения предусмотренного уставами порядка принятия подобного решения, Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук совершило определенные действия, предусмотренные уставами, а именно направило 06.02.2009 в адрес Российской сельскохозяйственной академии письмо, в котором обратилось с просьбой рассмотреть вопрос о ГУК ПЭТС СО РАСХН с целью избежать нарушений статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период" (л.д. 124, том 1).
В материалах дела имеется ответ в виде выписки из протокола N 3 заседания Президиума Российской академии сельскохозяйственных наук от 12.03.2009, из которого следует, что данный вопрос был рассмотрен на заседании Президиума Россельхозакадемии и было принято решение о нецелесообразности проведения реорганизации ГУК ПЭТС СО Россельхозакадемии для разделения деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по ее купле-продаже (л.д. 124 том 1).
Вышеуказанные документы были приобщены судом апелляционной инстанции в качестве доказательств, о чем свидетельствует протокол судебного заседания данной судебной инстанции от 04.06.2010 (л.д.125 том 1).
О невозможности принудительной реорганизации ГУК ПЭТС СОРАХН Управление ФАС по Новосибирской области было уведомлено заявителем, однако, несмотря на это, 26.02.2010 вынесло постановление N 69 о привлечении к административной ответственности.
С учетом установленных судами обстоятельств дела, вывод судов о том, что ГНУ СО РАСХН не представлено доказательств совершения необходимых действий, является необоснованным.
Учитывая изложенное и руководствуясь частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает обжалуемые решение и постановление подлежащими отмене, с принятием нового судебного акта о признании недействительным обжалуемого постановления антимонопольного органа от 26.02.2010 N 69 о назначении административного наказания, которым ГНУ СО РАСХН привлечено к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 01.04.2010 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 28.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-5596/2010 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 26.02.2010 N 69 о привлечении Сибирского регионального отделения Российской академии сельскохозяйственных наук к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 октября 2010 г. по делу N А45-5596/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании