Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 октября 2010 г. по делу N А46-3398/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2010 г.
Открытое акционерное общество "Завод N 9" (далее - ОАО "Завод N 9", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Губернатору Омской области о признании недействительным Постановления Губернатора Омской области от 15.12.1997 N 533-п "О передаче в государственную собственность Омской области санаториев-профилакториев и оздоровительных лагерей в части 2 перечня санаториев-профилакториев и оздоровительных лагерей, передаваемых в государственную собственность Омской области" и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя путем указания регистрирующему органу на необходимость погасить записи о государственной регистрации прав Омской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на 18 объектов недвижимого имущества имущественного комплекса оздоровительного лагеря "Искорка", расположенных по адресу: Омская область, Омский район, поселок Чернолучье, улица Курортная, дом 7.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное унитарное предприятие "Омский завод транспортного машиностроения", Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Министерство имущественных отношений Омской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области.
Решением от 31.05.2010 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных ОАО "Завод N 9" требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе ОАО "Завод N 9", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда от 31.05.2010 и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о признании недействительным Постановления Губернатора Омской области от 15.12.1997 N 533-п "О передаче в государственную собственность Омской области санаториев-профилакториев и оздоровительных лагерей" в указанной части 2 перечня санаториев-профилакториев и оздоровительных лагерей, передаваемых в государственную собственность Омской области", которое явилось правовым основанием для регистрации в июне 2006 года права Омской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, что делает невозможным отнесение вышеуказанного имущества к конкурсной массе Государственного унитарного предприятия "Омский завод транспортного машиностроения", а также реализации должником спорного имущества в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Заявитель жалобы указывает, что о нарушении прав и законных интересов ОАО "Завод N 9" стало известно в феврале 2010 года из письма конкурсного управляющего вышеуказанного предприятия - Е.Н. Л., поэтому срок не пропущен.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство имущественных отношений Омской области указывает на то, что решением Арбитражного суда Омской области от 27.05.2009 по делу N А46-24579/2008, вступившем в законную силу, отказано в удовлетворении исковых требований Государственного унитарного предприятия "Омский завод транспортного машиностроения" к Министерству имущественных отношений о признании недействительными зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества, расположенных по адресу: Омская область, Омский район, пос. Чернолучье, ул. Курортная, 7.
В отзыве на кассационную жалобу Территориальное управление Росимущества в Омской области считает передачу спорных объектов недвижимости в собственность субъекта Российской Федерации законной и обоснованной. При этом Территориальным управлением делается ссылка на пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения из федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".
Территориально управление указывает на то, что с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащие приватизации в соответствии с государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, и в ведении казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), создаваемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1003 "О реформе государственных предприятий", передаются в государственную собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.
Губернатор Омской области в отзыве на кассационную жалобу просит оставить принятый по делу судебный акт без изменения, ссылаясь на решение от 27.05.2009 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-24579/2008, которым спорные объекты недвижимости (имущественный комплекс оздоровительного лагеря "Искорка") были переданы в государственную собственность Омской области и зарегистрированы в установленном законом порядке.
По мнению Губернатора Омской области, пропуск срока для обращения с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований ОАО "Завод N 9".
Отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от Государственного унитарного предприятие "Омский завод транспортного машиностроения", Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области к началу судебного заседания не поступили.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Министерства имущественных отношений Омской области - доводы, изложенные в отзыве на данную жалобу.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что открытое акционерное общество "Завод N 9" зарегистрировано в качестве юридического лица 29.08.2008 инспекцией Федеральной налоговой службы по Орджоникидзиевскому району г. Екатеринбурга, о чем в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о присвоении предприятию основного государственного регистрационного номера 1086673012920 (свидетельство серия 66 N 006178437).
Государственное унитарное предприятие "Омский завод транспортного машиностроения" (далее - ГУП "Омсктрансмаш") зарегистрировано в качестве юридического лица 21.01.1992 за номером N 37200894 Ленинским райсоветом г. Омска, о чем 06.01.2003 в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о присвоении предприятию основного государственного регистрационного номера 1035509000471 (свидетельство серия 55 N 000747179).
Распоряжением комитета по управлению имуществом Омской области (с полномочиями территориального органа Мингосимущества РФ) от 04.09.199 N 741-РК "О закреплении государственного имущества в хозяйственное ведение" за ГУП "Омсктрансмаш" закреплено право на государственное имущество по состоянию на 01.01.1999 в денежной сумме согласно акта приема-передачи на право хозяйственного ведения (л.д. 44, том 1).
Согласно перечню объектов недвижимого имущества, переданных в хозяйственное ведение ФГУП "Омский завод транспортного машиностроения" (Приложение к Уставу) в вышеуказанный перечень вошли и здания, сооружения соцкультбыта, включая и постройки в пионерлагере (л.д. 53-55, том 1)
Определением Арбитражного суда Омской области от 26.09.2002 по делу N К/Э-1555/02 в отношении ГУП "Омсктрансмаш" введена процедура наблюдения.
Определением от 19.12.2002 Арбитражного суда Омской области сроком на 18 месяцев введено внешнее управление.
Решением от 29.04.2005 Арбитражного суда Омской области вышеуказанное предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство на срок - 12 месяцев. Определением от 12.02.2008 Арбитражного суда Омской области конкурсным управляющим утвержден Е.Н. Л.
На основании письменного требования федерального государственного унитарного предприятия "Завод N 9" от 18.10.2002 N 50-1/13 в соответствии с положениями Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", вышеуказанное предприятие было включено в третью очередь реестра требований кредиторов ГУП "Омсктрансмаш" с суммой 3 793 491,60 руб. без обеспечения залогом, о чем свидетельствует дата внесений данного кредитора - ОАО "Завод N 9" в реестр требования кредиторов (л.д. 21, том 1).
Определением от 04.03.2010 Арбитражный суд Омской области по делу N К/Э-1555/02 произведена замена конкурсного кредитора - федерального государственного унитарного предприятия "Завод N 9" г. Екатеринбург его правопреемником - открытым акционерным обществом "Завод N 9", город Екатеринбург (далее - ОАО "Завод N 9").
Из информации, поступившей в феврале 2010 года от конкурсного управляющего ГУП "Омсктрансмаш" - Е.Н. Л., кредитор должника - ОАО "Завод N 9" извещался о том, что в 2008 году в период конкурсного производства должника государственное образование - Омская область зарегистрировало в установленном порядке право собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Омская область, Омский район, пос. Чернолучье, ул. Курортная, д. 7, входящие в состав бывшего оздоровительного лагеря "Искорка", принадлежащего ГУП "Омсктрансмаш", а именно:
-нежилое строение (клуб-столовая 2-х этажное), общей площадью 1718, 1 кв.м, инвентарный N 86991, литера АН (запись о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.06.2008 N 55-55-24/011/2008-306);
-нежилое строение (спальный корпус 3-х этажный), общей площадью 1264,70 кв.м, инвентарный N 86967, литера Б (запись о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.06.2008 N 55-55-24/011/2008-308);
-нежилое строение (спальный корпус N 3) общей площадью 505,90 кв.м., инвентарный N 87106, литера Ф (запись о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.06.2008 N 55-55-24/010/2008-965);
-нежилое строение (баня деревянная), общей площадью 41 кв.м, инвентарный N 8711, литера X (запись о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.06.2008 N 55-55-24/010/2008-971);
-нежилое строение (финский домик), общей площадью 92,70 кв.м., инвентарный N 87072, литера С (запись о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.06.2008 N 55-55-24/010/2008-967);
-нежилое строение (финский домик), общей площадью 52,20 кв.м., инвентарный N 87130, литера Ч (запись о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.06.2008 N 55-55-24/010/2008-970);
-нежилое строение (котельная), общей площадью 140,70 кв.м., инвентарный N 87098, литера У (запись о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.06.2008 N 55-55-24/010/2008-968);
-дом щитовой, общей площадью 52 кв.м., инвентарный N 87155, литера Щ (запись о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.06.2008 N 55-55-24/010/2008-966);
-нежилое строение (жилой корпус N 8), общей площадью 189,60 кв.м., инвентарный N 87015, литера Л (запись о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.06.2008 N 55-55-24/011/2008-096);
-нежилое строение (спальный корпус на 42 места с верандой), общей площадью 190, 10 кв.м., инвентарный N 87031, литера Н (запись о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.06.2008 N 55-55-24/011/2008-107);
-нежилое строение (спальный корпус N 6), общей площадью 180,90 кв.м., инвентарный N 87080, литера Т (запись о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.06.2008 N 55-55-24/011/2008-110);
-пионерская комната (административное здание), общей площадью 95,90 кв.м., инвентарный N 87056, литера Д (запись о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.06.2008 N 55-55-24/011/2008-109);
-нежилое строение- медпункт, общей площадью 73,50 кв.м., инвентарный N 87064, литера Р (запись о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.06.2008 N 55-55-24/011/2008-091);
-нежилое строение - финский домик, общей площадью 52,00 кв.м,. инвентарный N 87122, литера Ц (запись о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.06.2008 N 55-55-24/010/2008-821);
-спальный корпус (бывший клуб с верандой), общей площадью 210,20 кв.м., инвентарный N 87049, литера Я (запись о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.06.2008 N 55-55-24/011/2008-092);
-нежилое строение (спальный корпус на 42 места с верандой), общей площадью 225,00 кв.м., инвентарный номер 87007, литер К (запись о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.06.2008 N 55-55-24/011/2008-108);
-нежилое строение здание (спальный корпус), общей площадью 424,40 кв.м., инвентарный N 86975, литер В (запись о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.06.2008 N 55-55-24/011/2008-307);
-нежилое строение (спальный корпус), общей площадью 956, 50 кв.м., инвентарный N 86959, литера А (запись о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.06.2008 N 55-55-24/011/2008-309).
Основанием для государственной регистрации прав на вышеуказанное имущество, переданное в государственную собственность Омской области явились Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", а также Постановление Губернатора Омской области от 15.12.1997 N 533-п "О передаче в государственную собственность Омской области санаториев-профилакториев и оздоровительных лагерей".
Полагая, что Постановление Губернатора Омской области от 15.12.1997 N 533-п "О передаче в государственную собственность Омской области санаториев-профилакториев и оздоровительных лагерей" в части 2 перечня санаториев-профилакториев и оздоровительных лагерей не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ОАО "Завод N 9" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных ОАО "Завод N 9" требований, арбитражный суд пришел к выводу о наличии правовых оснований возникновения права государственной собственности Омской области на спорное имущество, которое передано в государственную собственность данного субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством и которым не нарушаются законные права и интересы заявителя.
Кроме того, арбитражным судом в качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении заявления ОАО "Завод N 9" указано на пропуск процессуального срока для обращения в арбитражный суд для оспаривания ненормативного правового акта - постановления Губернатора Омской области от 15.12.1997 N 533-п.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что выводы арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ОАО "Завод N 9" являются правомерными, исходя из обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Ненормативный правовой акт органов исполнительной власти, принятый в рамках предоставленных полномочий, может быть оспорен в суде в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решения или действия (бездействия), если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований судом необходимо установить совокупность двух условий: несоответствие действий закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем, в частности, признания права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что Приказом от 28.07.1988 Министра оборонной промышленности СССР N 459с создано производственное объединение по производству изделий и спецтехники, продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления в составе, в том числе, завод транспортного машиностроения имени Октябрьской революции.
Согласно Уставу производственного объединения "Завод транспортного машиностроения имени Октябрьской революции", зарегистрированного Малым Советом Ленинского районного Совета народных депутатов 21.01.1992 за N 166, объединение является государственным предприятием, находящимся в федеральной собственности РСФСР. Имущество предприятия состоит из основных фондов и оборотных средств, а также иных ценностей, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе предприятия и закреплено за предприятием на праве полного хозяйственного ведения (пункты 1.1, 3.1, 3.2 Устава).
Уставом ГУП "Омсктрансмаш", утвержденным приказом Минэкономики России от 28.10.1998 N 416 и зарегистрированным городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации г. Омска 15.01.1999, предусмотрено, что ГУП "Омсктрансмаш" является государственным унитарным предприятием, находящимся в государственной собственности Российской Федерации, находится в ведении Минэкономики России. Имущество данного предприятия является государственной собственностью и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
Согласно пункту 6 статьи 6 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и пункту 8 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", начиная с 08.12.1994 созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Таким образом, ГУП "Омсктрансмаш" как государственное предприятие, созданное до 08.12.1994 - даты введения в действие главы 4 "Юридические лица" части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в силу закона признавалось обладателем права хозяйственного ведения спорным имуществом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. К иным правовым актам, по смыслу пункта 6 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, относятся Постановления Правительства Российской Федерации.
С целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1994 N 2027 "О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".
В целях формирования государственной собственности Омской области, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", на основании Постановления Губернатора Омской области 15.12.1997 N 533-п "О передаче в государственную собственность Омской области санаториев-профилакториев и оздоровительных лагерей" в государственную собственность Омской области переданы имущественные комплексы санаториев-профилакториев и оздоровительных лагерей согласно прилагаемому перечню.
В соответствии с перечнем санаториев-профилакториев и оздоровительных лагерей передаваемых в государственную собственность Омской области (пункт 2), в собственность Омской области с баланса ПО "Завод транспортного машиностроения им. Октябрьской революции" передан имущественный комплекс оздоровительного лагеря "Искорка", расположенный по адресу: Омская область, Омский район, пос. Чернолучье.
Данные акты явились основанием для регистрации права государственной собственности Омской области на спорные объекты недвижимости, что подтверждается регистрационным удостоверением на объект недвижимости от 28.07.1998 N 1-798, выданным Государственным учреждением "Центр технической инвентаризации Омской области".
В 2008 году произведена государственная регистрация спорных объектов за субъектом Российской Федерации - Омской областью, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленными в материалы дела.
Порядок разграничения государственной собственности урегулирован Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Из пункта 1.1 Устава, ГУП "Омский завод транспортного машиностроения" следует, что данное предприятие является унитарным, находится в государственной собственности.
В соответствии с пунктом 6 приложения N 2 вышеуказанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, к объектам, относящимся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга относятся, в том числе, государственные санаторно-курортные учреждения (не входящие в состав имущества предприятий).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, которое определяет условия и порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и распространяется на приватизированные, находящиеся в стадии приватизации и неприватизируемые предприятия.
Согласно пункту 4 данного Постановления объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, и в ведении казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), создаваемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1003 "О реформе государственных предприятий", передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", действовавшего до 12.06.2006.
В соответствии с вышеуказанным Положением по объектам, отнесенным к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, представляются для регистрации отдельные перечни, согласованные с органами государственного управления, в ведении которых находятся указанные объекты. По исключенным из перечня объектам подготавливается отдельное решение Правительства Российской Федерации.
Согласно указанной норме права, не исключенные из перечня объекты считаются переданными в государственную собственность республики в составе РФ, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга с момента принятия Постановления Правительства Российской Федерации о его передаче или по истечению 3-х месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение Правительства по данным объектам не было принято.
С учетом вышеизложенного, право собственности Омской области на спорные объекты может возникнуть не только на основании Постановления Правительства Российской Федерации, но и по истечению 3-х месяцев с момента регистрации перечня, если соответствующего решения Правительством не принято по другим объектам, что имело место на настоящему делу.
Пунктом 10 вышеуказанного Положения предусмотрено, что в случае, если в установленные законодательством сроки не было принято решение Правительством Российской Федерации по объектам, передаваемых в государственную собственность, документом, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов с учетом внесенных в них изменений.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащемся в Постановлении от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" действующих на момент принятия оспариваемого постановления, документом, подтверждающим право собственности субъектов права, федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственный и муниципальной собственности. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.
Представленный в материалах дела перечень объектов собственности, переданных в хозяйственное ведение субъекта Российской области - Омской области, утвержденный губернатором Омской области от 15.12.1997 N 533-п, является документом, подтверждающим право государственной собственности субъекта РФ на спорное имущество.
Исследовав и оценив в совокупности в порядке, установленном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, арбитражный суд правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт принят в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок разграничения государственной собственности.
Выводы арбитражного суда согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указанной в Постановлении от 09.07.2009 N 319/09.
Арбитражным судом не установлено доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя, незаконного возложения на него дополнительных обязанностей либо создающих препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на подачу им заявления в арбитражный суд, составляет три месяца со дня, когда этим лицам стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Исходя из указанных норм права, начало течения срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должно исчисляться с момента, когда лицо, обратившееся в суд, узнало о нарушении его прав.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается пропуск заявителем срока для подачи заявления о признании незаконным и отмене постановления Губернатора Омской области от 15.12.1997 N 533-п, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных ОАО "Завод N 9" требований.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, обжалуемый судебный акт принят при правильном применении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение принято законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Довод, изложенный в кассационной жалобе о том, что право собственности субъекта Российской Федерации - Омской области на спорные объекты недвижимости могло возникнуть только на основании Постановления Правительства Российской Федерации, противоречат требованиям Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденному Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп и установленным по делу обстоятельствам.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судом, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 31.05.2010 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-3398/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 октября 2010 г. по делу N А46-3398/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании