Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 октября 2010 г. по делу N А45-9399/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Финансовый центр "Акцепт" (далее - ООО "ФЦ "Акцепт", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением об оспаривании постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (далее - административный орган, МРУ Росфинмониторинга по СФО) от 22.04.2010 года N 04-02/10-125П о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 55 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 19.05.2010 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 05.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные ООО "ФЦ "Акцепт" требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе МРУ Росфинмониторинга по СФО просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать.
По мнению заявителя жалобы, права и законные интересы ООО "ФЦ "Акцепт" не нарушены, постановление о назначении административного наказания вынесено законно и обоснованно, поскольку предусмотренная законодательством обязанность по разработке правил внутреннего контроля и программы его осуществления, назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, не связана с наличием обязательного условия фактического осуществления организацией соответствующей деятельности, в связи с чем Общество обязано соблюдать требования Федерального закона от 07.08.2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части фиксирования и направления информации по операциям, подлежащим обязательному контролю.
В нарушение требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу от ООО "ФЦ "Акцепт" до начала судебного заседания не поступил.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что на основании приказа от 06.04.2010 года N 68МРУ Росфинмониторинга по СФО, пункта 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" проведена проверка ООО "ФЦ "Акцепт".
В ходе проверки МРУ Росфинмониторинга по СФО установлено, что Обществом не зафиксированы сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, в порядке, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
Вместе с тем, ООО "ФЦ "Акцепт" в нарушение требований пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ не назначено должностное лицо, ответственное за соблюдение Обществом правил внутреннего контроля и реализации его программ.
По результатам проверки МРУ Росфинмониторинга по СФО составлен акт от 13.04.2010 года N 43В, протокол об административном правонарушении от 13.04.2010 года N 04-02/10-125, вынесено постановление от 22.04.2010 года N 04-02/10-125П о привлечении Общества к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 55 000 руб.
ООО "ФЦ "Акцепт" полагая, что принятое постановление МРУ Росфинмониторинга по СФО не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его незаконным.
Арбитражные суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций правомерными, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Субъектом административной ответственности по статье 15.27 КоАП является организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом.
Отношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 07.08.2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В соответствии с положениями Федерального закона N 115-ФЗ установлены обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом по установлению и представлению в уполномоченный орган определенной информации, а также ответственность за нарушение данного закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 года N 28 утверждено Положение о постановке на учет в федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее по тексту - Положение N 28).
В силу подпункта а) пункта 2, пункта 4 названного Положения постановке на учет подлежат лизинговые компании, для чего организация представляет в Федеральную службу по финансовому мониторингу:
а) заявление о постановке на учет (в произвольной форме), подписанное руководителем и заверенное печатью организации;
б) карту постановки на учет по форме, утвержденной Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Согласно пункту 10 Положения N 28 в случае изменения сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация в течение 5 дней сообщает о них в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
ООО "ФЦ "Акцепт" состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по СФО за N 204003398 как лизинговая компания, правила внутреннего контроля разработаны, утверждены руководителем и согласованы в МРУ Росфинмониторинге по СФО 09.08.2004.
Согласно указанным правилам ответственным за организацию в ООО "ФЦ "Акцепт" системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является директор Общества, который своим приказом назначает должностное лицо, ответственное за соблюдение, осуществление и совершенствование правил внутреннего контроля, реализацию разработанных на их основе программ осуществления внутреннего контроля.
В ходе проверки установлено, что Общество не проинформировало уполномоченный орган в установленные сроки об изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учет, касающихся смены руководителей общества К.А.А., К.А.С., и, соответственно, в нарушение требований пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ не назначило специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления в ООО "ФЦ "Акцепт".
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объективной стороной правонарушения по статье 15.27 КоАП РФ является неисполнение организацией законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля.
Субъектом административной ответственности является организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом.
Статьей 5 Закона N 115-ФЗ определен перечень указанных организаций, в число которых включены лизинговые компании.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29.10.1998 года N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" установлено, что лизинговые компании (фирмы) - коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.
Из статьи 4 названного Закона следует, что лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
Согласно статье 665 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в ООО "ФЦ "Акцепт" фактически выполняет функции лизингодателя, в том числе наличие у него заключенных договоров лизинга, по которым Общество является лизингодателем, в материалах дела не имеется.
Кроме того, как установлено пунктом 2.10 акта N 43 В от 13.04.2010 года в ходе проверки операций, подлежащих обязательному контролю, в проверяемом периоде не выявлено, что свидетельствует об отсутствии деятельности, связанной с функцией лизингодателя.
Проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в материалах дела доказательствами, и исходя из единообразия сложившееся судебной практики, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что постановка Общества на учет в МРУ Росфинмониторинга по СФО, как следует из содержания пункта 14 карты постановки на учет, свидетельствует о намерении ООО "ФЦ "Акцепт" осуществлять финансовый лизинг, однако, автоматически не наделяет данное Общество статусом лизинговой компании.
В уставе Общества также не указано на наличие такого вида деятельности как лизинговая деятельность.
Кроме того, из материалов дела следует, что до проведения данной проверки ООО "ФЦ "Акцепт" 08.04.2010 направило в адрес МРУ Росфинмониторинга по СФО заявление о снятии с учета как лизинговой компании.
При указанных обстоятельствах, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств того, что заявитель осуществляет деятельность лизинговой компании, то есть субъектом, финансовые операции которого подлежат обязательному контролю в соответствии с нормами Федерального закона N 115-ФЗ, арбитражные суды пришли к правильному выводу о том, что ООО "ФЦ "Акцент" не является субъектом административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу которые повторяют доводы апелляционной жалобы, которым была дана оценка и обоснованно отклонены как не свидетельствующие о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права.
Арбитражные суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.
Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 19.05.2010 года Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 05.08.2010 года Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-9399/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 октября 2010 г. по делу N А45-9399/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании