Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 октября 2010 г. по делу N А70-4069/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2010 г.
Открытое акционерное общество "Региональный технический центр" (далее - Общество, ОАО "РТЦ", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области (далее - Территориальное Управление Росфинадзора в Тюменской области) от 12.04.2010 года N 71-10/142М, которым ОАО "РТЦ" привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 27.05.2010 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 18.08.2010 суда апелляционной инстанции в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконным и отмене постановления от 12.04.2010 года N 71-10/142М Территориального управления Росфиннадзора в Тюменской области о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. отказано.
В кассационной жалобе ОАО "РТЦ" просит отменить принятые по делу судебные акты по основанию неправильного применения и толкования арбитражными судами норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит вынести по делу новый судебный акт, которым признать оспариваемое постановление незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу Территориальное управление Росфиннадзора в Тюменской области просит оставить без изменения решение и постановление, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители ОАО "РТЦ" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а Территориальное управление Росфиннадзора в Тюменской области доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, ОАО "РТЦ" (Оператор) 15.09.2008 заключен с компанией-нерезидентом "БЕЙКЕР ХЬЮЗ Б.В" (Нидерланды) (Абонент) договор N 116 оказания услуг связи (далее - договор), по которому Оператор оказывает Абоненту услуги связи, описанные в Приложении к договору, а Абонент принимает услуги и оплачивает их в соответствии с условиями договора.
Согласно пункту 4.4 договора ежемесячно, в течение 5 рабочих дней после окончания полного расчетного месяца, Оператор выставляет счет, счет-фактуру и оформляет Акт об оказанных в расчетном месяце услугах Абоненту.
При этом пунктом 3.2.11 договора установлено, что Абонент обязан подписывать акты об оказанных услугах в случае отсутствия обоснованных претензий к их качеству в течение 5 рабочих дней со дня получения Абонентом экземпляров акта, подписанных Оператором.
По данному договору Обществом 11.02.2009 оформлен в уполномоченном банке паспорт сделки N 09020009/2268/0020/3/0.
Во исполнение условий договора Общество 30.06.2009 оформило акт N ЯНФ3832 об оказанных Абоненту услугах за июнь 2009 года на сумму 35 400 руб. и направило экземпляры Акта для подписания Абоненту.
Акт о выполненных работах N ЯНФ3832 был подписан Абонентом и отправлен в адрес Общества с сопроводительным письмом от 14.07.2009 года.
Общество 31.07.2009 направило в банк паспорта сделки (далее - банк ПС) подтверждающие документы вместе со справкой о подтверждающих документах, указав при этом в графе 1 справки о подтверждающих документах датой оформления документа, подтверждающего выполнение работ, оказание услуг - 30.06.2009.
В ходе проведенной административным органом проверки было установлено, что в нарушение Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденного Центральным Банком РФ от 01.06.2004 N 258-П (далее - Положение N 258-П), ОАО "РТЦ" в графе 1 "дата" указало дату - 30.06.2009, которая не является наиболее поздней по сроку датой подписания подтверждающего документа одной из сторон по контракту - акта выполненных работ и оказания услуг.
По данному факту должностным лицом административного органа 31.03.2010, в присутствии защитника Общества - К.Д.С., действующего по доверенности, составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава правонарушения, предусмотренного части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протокола руководителем Территориальное управление Росфиннадзора в Тюменской области вынесено постановление от 12.04.2010 года N 71-10/142М, которым ОАО "РТЦ" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб. по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
При рассмотрении материалов дела об административном правонарушении присутствовал защитник ОАО "РТЦ" по доверенности, законный представитель Общества был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Не согласившись с названным постановлением, ОАО "РТЦ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "РТЦ" требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что материалами дела подтвержден факт совершения Обществом правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, не усмотрев обстоятельств для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона.
Положениями части 4 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрено, что резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. При этом единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 года N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о подтверждающих документах отнесена к формам учета по валютным операциям (подпункт 1.3 пункта 1 Указания).
Порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).
Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие, в частности, выполнение работ, оказание услуг (далее - подтверждающие документы).
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению N 258-П (пункт 2.2 Положения).
В силу пункта 2.4 Положения N 258-П (в редакции, действовавшей с 28.10.2008) резидент представляет в банк паспорта сделки подтверждающие документы в срок - 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата из подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами контракта, остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
По смыслу приведенных положений для целей валютного контроля имеет значение дата (время) оформления документа, подтверждающего выполнение работ, оказание услуг (акта на выполненные работы, оказанные услуги).
Арбитражными судами установлено и материалами дела подтверждается, что акт от 30.06.2009 года об оказанных услугах связи за июнь месяц 2009 согласно условиям договора N 116 от 15.09.2008 года, направлен Абоненту в установленные сроки и был подписан - 14.07.2009.
Таким образом, именно с момента получения подписанных Абонентом вышеуказанного акта, данный документ может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего оказание соответствующих услуг связи Абоненту в объеме точном (достоверном), следовательно, значимым для целей валютного контроля.
Представление ОАО "РТЦ" 31.07.2009 в уполномоченный банк ПС справки о подтверждающих документах с приложением подтверждающих документов, включая и акт от 30.06.2009 года оказание услуг связи Абоненту (нерезиденту) за июнь 2009 года, соответствует требованиям пункта 2.4 Положения N 258-П, что свидетельствует о том, что установленная валютным законодательством обязанность по представлению справки о подтверждающих документах с подтверждающими документами со стороны ОАО "РТЦ" исполнена.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных и юридических лиц, в том числе за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, установленных Положением N 258-П.
ОАО "РТЦ" привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за указание в графе 1 "Дата" справки о подтверждающих документах даты составления акта на выполненные работы и оказанные услуги за июнь 2009 года Абоненту (нерезиденту), а не дату подписания данного акта стороной по договору N 116 от 15.09.2008 года.
С учетом изложенного, выводы арбитражных судов о том, что заявитель, неверно указав в графе 1 в справке о подтверждающих документах от 31.07.2009 года дату составления подтверждающего документа - 30.06.2009, вместо - 14.07.2009 (дата подписания акта Абонентом), тем самым нарушил установленный порядок предоставления форм учета и отчетности и совершил административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, являются необоснованными и сделаны на основании неправильного применения норм материального права.
Неправильное заполнение графы 1 справки о подтверждающих документах не может быть квалифицировано как несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, следовательно, отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене.
Учитывая, что при разрешении настоящего дела, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд кассационной инстанции считает возможным, отменяя обжалуемые судебные акты, принять новое решение об удовлетворении заявления ОАО "РТЦ" о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Росфиннадзора в Тюменской области от 12.04.2010 N 71-10/142М о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 27.05.2010 года Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 18.08.2010 года Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-4069/2010 отменить. Принять по делу новый судебный акт. Требования открытого акционерного общества "Региональный технический центр" удовлетворить.
Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области от 12.04.2010 года N 71-10/142М признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 октября 2010 г. по делу N А70-4069/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании