Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 октября 2010 г. по делу N А75-1451/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2010 г.
Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточенном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО "РН-Юганскнефтегаз", Общество) ущерба, причиненного лесному фонду в сумме 122 025 рублей.
Решением от 04.06.2010 Арбитражного суда Кемеровской области требования Департамента удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе ООО "РН-Юганскнефтегаз" просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на нарушение норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Общество не согласно с выводами суда о надлежащем извещении о составлении акта о лесонарушении, о доказанности факта причинения вреда лесам, обоснованности расчета.
ООО "РН-Юганскнефтегаз" заявляет о нарушении порядка проведения проверки, установленного пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным, а жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, заслушав представителя Общества, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, начальником отдела Нефтеюганского участкового лесничества Ш.А.Н. был обнаружен факт разлива водонефтяной эмульсии в квартале 193 выдел 25; квартале 196 выдел 27; квартале 267 выдел 37 Нефтеюганского участкового лесничества ТУ - Нефтеюганского лесничества.
Департаментом 06.07.2009 издан Приказ N 282-ЛК о проведении внеплановой выездной проверки ООО "РН-Юганскнефтегаз".
По результатам проверки составлен акт от 14.07.2009 N 6 проверки соблюдения требований лесного законодательства Российской Федерации и акт о лесонарушении от 14.07.2009 N 31.
Обществу 14.07.2009 выдано предписание по устранению выявленных нарушений требований лесного законодательства, которым предписано до 01.09.2009 оформить разрешительные документы на нефтеразливы, указанные в актах, и до 31.12.2009 провести рекультивацию участка.
Претензионным письмом от 15.07.2009 N 573 ООО "РН-Юганскнефтегаз" предложено в добровольном порядке до 05.09.2009 возместить причиненный ущерб.
Поскольку в указанный срок сумма ущерба не была перечислена на соответствующий расчетный счет, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения действующего лесного законодательства Российской Федерации, обоснованности расчета суммы ущерба и установленной вины Общества в инкриминируемом ему правонарушении.
Кассационная инстанция, оставляя без изменения состоявшийся судебный акт, исходит из следующего.
В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Аналогичные положения содержатся и в пункте 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
Согласно пункту 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В рассматриваемом случае Общество не опровергает факт причинения ущерба окружающей природной среде на площади 0,0194 га в квартале N 13 выдел 53 Нефтеюганского участкового лесничества Мамонтовского месторождения.
Доводам Общества о том, что на месте нефтеразлива отбор проб почв не производился, следовательно, не подтверждены выводы об уничтожении и порче почв судом первой инстанции была дана надлежащая оценка.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда о том, что высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой, следовательно, акт проверки от 14.07.2009 является надлежащим доказательством уничтожения и порчи почвы.
В обоснование доводов о нарушении порядка проведения проверки Общество ссылается на нарушение пунктов 5.1.1, 5.1.3, 5.1.7 Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной Постановлением Госкомлесхоза СССР от 22.04.1986 N 1 (далее - Инструкция) в части уведомления представителя о составлении акта о лесонарушении.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы Общество о нарушении Инструкции в указанной части, так как судом установлено, что представитель Общества присутствовал при составлении акта о лесонарушении и подписал его.
Из акта о лесонарушении от 14.07.2009 N 31 следует, что разлив нефти произошел на почвах эксплуатационных лесов. Суд кассационной инстанции отклоняет доводы Общества о неправомерном применении Департаментом при расчете суммы ущерба, причиненного разливом нефти, Методики исчисления вреда, причиненного лесам, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, как несостоятельные. При рассмотрении спора по существу Обществом не были представлены документы, опровергающие расчеты причиненного ущерба в части неправильного установления лесообразующих пород деревьев (кедр или сосна).
Доводы Общества об исключении из суммы ущерба понесенных им затрат на приведение территории в пригодное состояние правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лицо, виновное в нарушении лесного законодательства, обязано не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этим лицом вред лесам.
Согласно части 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды на основании решений судов вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в обрасти охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы Общества о имеющем место нарушении требований Закона N 294-ФЗ. Исследуя материалы дела, судом первой инстанции не было установлено, что Департаментом проверка проведена без участия представителя Общества, что Общество выражало несогласие по поводу проведения проверки, а Департаментом не были рассмотрены возражения и замечания по ходу проверки.
Суд первой инстанции правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами доказательства и дал им надлежащую правовую оценку. Обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального и процессуального права, следовательно, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 04.06.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу N А75-1451/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 октября 2010 г. по делу N А75-1451/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании