Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 октября 2010 г. по делу N А27-2988/2010
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Дилекс" (далее - ООО "Дилекс") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий администрации города Кемерово по отказу в обеспечении выбора земельного участка, расположенного северо-восточнее жилого дома по бульвару Строителей, 28 А в г. Кемерово, примерной площадью 0, 175 га, для размещения спортивного комплекса, выраженного в письме от 26.01.2010 N 07-10-04/86, и об обязании администрации города Кемерово обеспечить выбор земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - КУГИ Кемеровской области).
Решением от 27.05.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением 12.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе администрация города Кемерово просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
По его мнению, при наличии проекта межевания территории должны осуществляться работы по формированию земельного участка для предоставления без предварительного согласования места размещения объекта, при отсутствии проекта межевания - должны утверждаться схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории в рамках процедуры предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта.
Заявитель отмечает, что обеспечение выбора не может быть проведено, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не может быть принято в случае, если до проведения или в процессе проведения процедуры обеспечения выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта будет установлено наличие градостроительной документации о застройке и правил землепользования и застройки в городе Кемерово.
Администрация города Кемерово полагает, что судебные инстанции пришли к неверному выводу о том, что пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации не позволяет говорить о наличии документации о застройке (документации по планировке) в случае, если на соответствующую территорию нет всех видов такой документации.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Дилекс" указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, обжалуемые судебные акты просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель администрации города Кемерово в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда, и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Управляющий ООО "Дилекс" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы и дополнение к ней, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что ООО "Дилекс" в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации 18.12.2009 обратилось в КУГИ по Кемеровской области с заявлением о выборе и предварительном согласовании земельного участка, расположенного северо-восточнее жилого дома по бульвару Строителей, 28А в г. Кемерово, примерной площадью 0, 175 га для строительства спортивного комплекса.
Заявление подано в КУГИ по Кемеровской области как орган, уполномоченный по распоряжению земельными участками на территории города Кемерово, государственная собственность на которые не разграничена, согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Кемеровской области от 12.07.2006 N 108-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области".
На основании заявления ООО "Дилекс" о предварительном согласовании места размещения объекта и во исполнение пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации КУГИ по Кемеровской области в адрес администрации города Кемерово было направлено обращение от 30.12.2009 N 10-6-12/2239 об осуществлении мероприятий по обеспечению выбора земельного участка для строительства предприятия торговли.
Письмом от 26.01.2010 N 07-10-04/86 администрация города Кемерово отказала заявителю в обеспечении выбора земельного участка в связи с наличием разработанного и утвержденного проекта межевания территории микрорайона 22 Ленинского района, в пределах которого находится предполагаемое место размещения объекта, указав в письме, что в соответствии с пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии градостроительной документации предварительное согласование места размещения объекта не проводится, выбор земельного участка для строительства не может быть обеспечен.
Посчитав действия администрации города Кемерово по отказу в обеспечении выбора земельного участка, выраженные в письме от 26.01.2010 N 07-10-04/86, незаконными, ООО "Дилекс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из того, что письмо администрации города Кемерово от 26.01.2010 N 07-10-04/86 по своему содержанию является действием по отказу в обеспечении выбора земельного участка. Посчитали, что администрация города Кемерово, отказывая в обеспечении выбора земельного участка, вышла за рамки своих полномочий. Указали, что администрацией города Кемерово в материалы дела не представлены доказательства о наличии градостроительной документации на спорный земельный участок.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
В силу положений пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями возложена на орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 1 Закона Кемеровской области от 12.07.2006 N 108-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области - городе Кемерово осуществляется специальным органом исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере земельных отношений.
Законом Кемеровской области от 04.07.2002 N 49-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений" и распоряжением администрации Кемеровской области от 26.07.2002 N 506-р "О специальном органе исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющем отдельные полномочия в сфере земельных отношений" определено, что КУГИ по Кемеровской области является специальным органом исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере земельных отношений.
Исходя из данных нормативно-правовых актов, КУГИ по Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти, принимающим решение о предоставлении земельных участков, и в силу пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительным органом, по обращению которого орган местного самоуправления (администрация города Кемерово) обеспечивает выбор земельного участка.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, с учетом того, что администрацией города Кемерово совершены действия, выразившиеся в отказе в осуществлении выбора земельного участка, выходящие за рамки предоставленных ей статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации полномочий, препятствующие принятию КУГИ по Кемеровской области решения о предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлению заявителю земельного участка для строительства коммерческого объекта, чем нарушено право заявителя на выбор земельного участка, арбитражный суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе и дополнении к ней доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.05.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 12.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-2988/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу и дополнение к ней администрации города Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 октября 2010 г. по делу N А27-2988/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании