Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 1 ноября 2010 г. по делу N А70-4193/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2010 г.
Администрация города Тюмени (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными разрешения на строительство от 02.11.2007 N RU72304000-931-рс и разрешения на ввод в эксплуатацию от 02.06.2010 N RU72304000-39-рв.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены открытое акционерное общество "Тюменьобщепит" (далее - общество, ОАО "Тюменьобщепит"), муниципальное унитарное предприятие "Городской архитектурно-инженерный центр", Тюменское межрегиональное управление геодезии и картографии, закрытое акционерное общество "Проектировщик".
Решением суда от 12.07.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, доводы которой поддержаны представителем в судебном заседании, Администрация города Тюмени просит решение от 12.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области изменить, исключить из мотивировочной части решения суда выводы об отсутствии права у органа местного самоуправления (администрации города Тюмени) для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления (в случае, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц).
По мнению заявителя, решение в обжалуемой части принято при неправильном применении норм процессуального права - статей 53, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, ОАО "Тюменьобщепит" просит решение суда от 12.07.2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ЗАО "Проектировщик" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
От муниципального унитарного предприятия "Городской архитектурно-инженерный центр" и Тюменского межрегионального управления геодезии и картографии отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, администрация выдала ОАО "Тюменьобщепит" разрешение на строительство от 02.11.2007 N RU72304000-931-рс, согласно которому обществу разрешено строительство трёхэтажного торгово-складского здания общей площадью 1 138,31 кв.м, строительным объёмом 4 884,68 куб.м, расположенного по адресу: город Тюмень, улица Таврическая, 9.
По окончании строительства указанного объекта, администрация выдала обществу разрешение на ввод в эксплуатацию от 02.06.2010 N RU72304000-39-рв, которым разрешила ввод в эксплуатацию построенного торгово-складского здания фактической общей площадью 1 156,30 кв.м, строительным объёмом 5 375 куб.м, расположенного по адресу: город Тюмень, улица Таврическая, 9, строение 15.
Полагая, что названные разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию выданы на основании документов, не соответствующих требованиям градостроительного законодательства (несоответствие координат красной линии), и в силу закона являются недействительными, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у администрации права на обращение в суд с требованиями о признании недействительными указанных разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию, поскольку федеральным законом заявителю не предоставлено право на обращение в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что поскольку постановление Главы администрации города Тюмени от 05.07.1995 N 13 "Об утверждении проекта красных линий города Тюмени" в установленном законом порядке в полном объёме официально не было опубликовано, то в силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации оно не вступило в силу и не подлежит применению.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городских округов.
Пунктом 27 части 1 статьи 7, пунктом 8 статьи 44 Устава города Тюмени, принятого решением Тюменской городской Думы от 16.03.2005 N 162 (далее - Устав города Тюмени), полномочия по выдаче в установленном порядке разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города Тюмени, возложены на Администрацию города Тюмени.
Разрешения на строительство, ввод объектов в эксплуатацию не могут считаться выданным на законных основаниях при нарушении порядка их выдачи, предусмотренного соответственно статьями 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом в силу части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Согласно статье 62 Устава города Тюмени муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, орган местного самоуправления в порядке самоконтроля вправе отменить ранее выданные разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, при условии их несоответствия законам и иным нормативным актам либо нарушения порядка их выдачи.
Исходя из системного анализа положений действующего законодательства, а также принимая во внимание судебно-арбитражную практику (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09), суд кассационной инстанции приходит к выводу, что законодатель установил для органов местного самоуправления административный порядок отмены принятых ими ненормативных правовых актов.
Поскольку законодатель установил для органов местного самоуправления внесудебный порядок отмены принятых ими ненормативных правовых актов, заявление администрации не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суд кассационной инстанции считает необходимым указать на следующее.
В случае регистрации права собственности на объект лицом, осуществившим строительство с нарушением требований градостроительного законодательства, возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном (исковом) порядке, возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
То обстоятельство, что указанные разрешения администрации города Тюмени не отменены, не лишает возможности ссылаться на их незаконность в суде по гражданскому спору и представлять в подтверждение этого довода соответствующие доказательства. Причём доводы подлежат проверке, а доказательства - исследованию и оценке судом наряду с другими доводами и доказательствами по правилам, определенным главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-4193/2010 отменить. Производство по делу прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 ноября 2010 г. по делу N А70-4193/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании