Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 ноября 2010 г. по делу N А45-5945/2010
(извлечение)
Краевое государственное учреждение "Дирекция по комплексному развитию Нижнего Приангарья" (далее - КГУ "Дирекция по комплексному развитию Нижнего Приангарья") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к закрытому акционерному обществу "Сибирский проектно - изыскательский и научно - исследовательский институт по проектированию энергетических систем и электрических сетей" (далее - ЗАО "Сибэнергосетьпроект") о признании недействительным пункта 11.1 государственного контракта N 1 от 05.03.2007.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что государственный контракт является долгосрочным, а его условие о сроке действия по 02.07.2008 не соответствует статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации N 978 от 29.12.2007 "Об утверждении Правил долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом" и является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением в иске отказано.
Суд пришел к выводу, что пункт 11.1 государственного контракта N 1 от 05.03.2007 не противоречит действующему законодательству.
Законность и обоснованность решения апелляционным судом не проверялись.
КГУ "Дирекция по комплексному развитию Нижнего Приангарья", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, дополнительное соглашение N 1 от 30.11.2007 с продлением срока действия контракта по 02.06.2008 указывает о превышении утвержденных лимитов бюджетных обязательств 2007 года. Если предметом государственного (муниципального) контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, то такие контракты заключаются на весь срок выполнения целевых программ.
Указывает на то, что в Гражданском кодексе Российской Федерации и в Законе Российской Федерации "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" не содержится норм, в соответствии с которыми в контракт необходимо включать условие о сроке его действия (в том числе срок действия до определенной календарной даты).
Просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, между агентством промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края и ЗАО "Сибэнергосетьпроект" заключен государственный контракт N 1 от 05.03.2007 на разработку проектно-сметной документации на строительство линии электропередачи от подстанции "Камала-1" до строящейся Богучанской ГЭС через п. Карабула.
Сроки выполнения работ определены календарным планом.
Согласно пункту 11.1 контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2007.
Дополнительным соглашением N 1 от 30.11.2007 стороны внесли изменения в пункт 11.1 контракта, изложив его в следующей редакции: "контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 02.06.2008".
По договору уступки права требования от 07.12.2007 и соглашения о переводе долга от 04.04.2008 агентство промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края права и обязанности заказчика по государственному контракту N 1 от 05.03.2007 передало государственному учреждению "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС" (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-10336/2008).
Распоряжением Правительства Красноярского края N 2782-р от 03.12.2008 государственное учреждение "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС" реорганизовано в форме выделения в КГУ "Дирекция по комплексному развитию Нижнего Приангарья". Распоряжением Правительства Красноярского края N 273-6 от 22.04.2009 КГУ "Дирекция по комплексному развитию Нижнего Приангарья" определено заказчиком в части работ, выполняемых ЗАО "Сибэнергосетьпроект".
Полагая, что пункт 11.1. государственного контракта N 1 от 05.03.2007 является недействительным (ничтожным) КГУ "Дирекция по комплексному развитию Нижнего Приангарья" обратилось с иском в арбитражный суд.
Истец считает, что условие, содержащееся в пункте 11.1. государственного контракта о сроке его действия, противоречит положениям статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации N 978 от 29.12.2007 "Об утверждении Правил долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом" в связи с чем, является недействительным (ничтожным).
Согласно статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи. Постановлением Правительства Российской Федерации N 978 от 29.12.2007 определены правила долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны свободны в заключении договора, в том числе, и в определении его условий. Сторонами контракта были определены сроки его действия, которые были продлены путем подписания дополнительного соглашения N 1 от 30.11.2007.
Оценив доводы сторон, суд пришел к выводу, что положения пункта 11.1 контракта не противоречат действующему законодательству. При этом, суд обоснованно отметил, что неисполнение обязательств, бездействие сторон по своевременному продлению срока действия контракта в установленном порядке, наличие неопределенности сторон в их правоотношениях (в части приемки выполненных работ и их оплаты) не является основанием для признания пункта 11.1 контракта недействительным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока действия договора само по себе не влечет прекращения установленных договором взаимных обязательств (правоотношений) сторон, за исключением случаев, когда такие последствия предусмотрены законом или самим договором. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Государственный контракт N 1 от 05.03.2007 условия о том, что окончание срока действия договора (02.06.2008) влечет прекращение обязательств заказчика и исполнителя по договору, не содержит.
При таких обстоятельствах суд обоснованно сослался на отсутствие оснований для признания пункта 11.1 государственного контракта недействительным и отказал в удовлетворении исковых требований.
Кассационная инстанция считает решение законным и обоснованным, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.05.2010 по делу N А45-5945/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 ноября 2010 г. по делу N А45-5945/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании