Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 ноября 2010 г. по делу N А45-3863/2010
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "АОН" (далее - ООО "АОН", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к мэрии г. Новосибирска (далее - мэрия) о признании недействительным предписания от 10.11.2009 N 05-6682 о прекращении нарушения порядка установки и (или) эксплуатации рекламных и (или) информационных конструкций и демонтаже на участке улично-дорожной сети по адресу: ул. Бродского, 1/1 в г.Новосибирске, пилона площадью информационного поля: 1.50x5.00 метров x2, с текстом "Цены на ГСМ, Янтарь".
Заявленные требования мотивированы размещением на информационной конструкции информации, обязательной к размещению в соответствии с требованиями действующего законодательства, и не являющейся рекламной; отсутствием у управления рекламы мэрии полномочий для вынесения оспариваемого предписания.
Решением от 02.04.2010 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 22.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе мэрия г. Новосибирска, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
Мэрия считает, что пилон ООО "АОН" не соответствует критериям вывески в части содержания текста - отсутствуют сведения о фирменном наименовании (наименовании) и адресе, размер конструкции превышает установленные 2 кв.м.; указанная конструкция не соответствует требованиям иных информационных конструкций, поименованных в пункте 3.1 Правил.
По ее мнению, обоснование вывода суда ссылкой на статью 10 Закона "О защите прав потребителей", пункт 3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утв. приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229, и пункт 759 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утв. приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, является ошибочным в силу неправильного истолкования данных норм.
Отзыва на кассационную жалобу в дело не представлено.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что Управлением рекламы мэрии г. Новосибирска в отношении ООО "АОН" составлено предписание N 05-6682 от 10.11.2009 о прекращении нарушения порядка установки и (или) эксплуатации рекламных и (или) информационных конструкций и демонтаже на участке улично-дорожной сети по адресу: ул. Бродского, 1/1, пилона, площадью информационного поля: 1.50x5.00 метров x2, с содержанием текста "Цены на ГСМ, Янтарь" в связи с нарушением пункта 3.1. Правил N 372.
Полагая предписание мэрии не основанным на законе, Общество обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что спорная конструкция не содержит рекламной информации, фактически является вывеской, которая может быть размещена без получения разрешения.
Из статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" следует, что под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Статьей 19 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, монтируемых и располагаемых на внешних стенах зданий, строений, сооружений допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Правила распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске, утвержденные Решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2006 N 372 (далее Правила N 372), устанавливают единые для города Новосибирска требования к распространению наружной рекламы и информации, к установке, эксплуатации рекламных конструкций и иных информационных конструкций и контролю за соблюдением этих требований.
Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Новосибирской области, органов местного самоуправления города Новосибирска и иными нормативными правовыми актами, определяющими требования к распространению наружной рекламы, к рекламным конструкциям и контролю за их размещением и эксплуатацией.
В силу пункта 1.3. Правил N 372 их соблюдение обязательно для всех лиц, принимающих участие в деятельности по установке и (или) эксплуатации рекламных и иных информационных конструкций, распространении наружной рекламы и информации в городе Новосибирске.
Установка и (или) эксплуатация рекламных конструкций допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого в установленном Правилами порядке, то есть, документа, при наличии которого допускается установка рекламной конструкции. Разрешение выдается управлением рекламы мэрии города Новосибирска, действующим на основании постановления мэра города Новосибирска, в порядке, установленном Правилами (п. 1.5. Правил).
Пункт 3.1. Правил N 372 содержит перечень конструкций, размещаемых на внешних стенах, конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, участках улично-дорожной сети или садово-паркового хозяйства и т.п. которые не требуют получения разрешения, не содержат сведений рекламного характера.
Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
В силу пункта 3.2 Правил N 372 размещение иных информационных конструкций не допускается. В случае самовольной установки информационной конструкции, не являющейся рекламной конструкцией и не предусмотренной пунктом 3.1 настоящих Правил, указанная информационная конструкция подлежит демонтажу на основании соответствующего предписания управления в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Судами установлено, что по адресу: ул. Бродского, 1/1 в г. Новосибирске расположена АЗС, принадлежащая заявителю, спорная конструкция - это информационная стела, содержащая коммерческое обозначение "АЗС Янтарь", с указанием ассортимента и цен на отпускаемые нефтепродукты: Аи 96, Аи 92, Аи 80, времени работы АЗС, с изображением схемы движения транспорта на АЗС, а также надписью "Добрая скидка", конструкция закреплена на фундаменте (л.д.10-12).
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.
При этом согласно пункту 3.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), введенных в действие Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229, в редакции приказа Минэнерго РФ от 17.06.2003 N 226, при осуществлении контроля и надзора проверяется наличие на АЗС, помимо прочего, наименования организации, перечня реализуемой продукции с указанием розничных цен и оказываемых услуг (в соответствии с письмом Минюста РФ от 16.10.2001 N 07/10035-ЮД, данный документ в государственной регистрации не нуждается).
Пунктом 3.3 названных Правил допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС. Вся информация должна быть хорошо различаема и читаема.
В пункте 759 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (зарегистрирован в Минюсте России 27.06.2003 N 4838), при въезде на территорию АЗК (АЗС) должен быть установлен щит с информацией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров и информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов с условием, что их может прочитать каждый въезжающий на территорию АЗС.
В силу пункта 752 указанных Правил перед въездом на территорию АЗС должна быть вывешена схема организации движения по его территории.
Исходя из изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорная конструкция, не содержит рекламной информации, фактически является вывеской, которая согласно подпункта 9 пункта 3.1 Правил N 372 может быть размещена без получения разрешения. Кроме того, назначение информации об ассортименте и ценах на отпускаемые нефтепродукты, размещенной на спорной конструкции, с учетом специфики деятельности заявителя соответствует требованиям законодательства и состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении АЗС, его наименовании, ценах на бензин.
Данные выводы согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, который в информационном письме от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" указал, что размещение юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой.
В соответствии с пунктом 18 указанного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
По смыслу статьи 2 Закона о рекламе под таковой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям.
Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.
Согласно статьям 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных требований закона мэрией не представлено в материалы дела безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что спорная информация расположена на площади более 2 кв.м.; соответствующего акта обследования и измерения спорной конструкции также не представлено.
Арбитражные суды правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судов, им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.
По изложенным мотивам отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 02.04.2010 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 22.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-3863/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 ноября 2010 г. по делу N А45-3863/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании