Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 ноября 2010 г. по делу N А70-863/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Комплексное специализированное управление "Сибнефтепроводстрой" (далее - ООО "КСУ "Сибнефтепроводстрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (далее - налоговый орган) о признании незаконными действия по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Независимость" (далее - ООО "ПКФ "Независимость") (ОГРН 1047200635679 ИНН 7204086023, КПП 720401001) в связи с его ликвидацией.
Заявленные требования мотивированы тем, что исключение должника из Единого государственного реестра юридических лиц повлекло нарушение прав Общества в связи с невозможностью получения задолженности.
Решением от 06.05.2010 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 31.08.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования ООО КСУ "Сибнефтепроводстрой" удовлетворены. Признаны незаконными и не соответствующими Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" действия налогового органа по исключению из ЕГРЮЛ ООО "ПКФ "Независимость", ОГРН 1047200635679 ИНН 7204086023 КПП 720401001, в связи с его ликвидацией.
Суд обязал Межрайонную ИФНС России N 14 по Тюменской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о признании недействительной записи от 11.01.2010 N 2107232107101 о прекращении деятельности ООО ПКФ "Независимость" в связи с его ликвидацией.
В кассационной жалобе единственный участник Общества Н. А.И., ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Н. А.И. ссылается на то, что суд не указал норму права, на основании которой Инспекции надлежало отказать в государственной регистрации ООО "ПКФ "Независимость" в связи с его ликвидацией. Ликвидатором ООО "ПКФ "Независимость" были представлены все предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, при этом регистрирующий орган не проверяет представленные для государственной регистрации документы на предмет их соответствия законам или иным нормативным правовым акта, не вмешивается в хозяйственную деятельность субъектов гражданских правоотношений.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель по изложенным в ней доводам третьего лица - Н. А.И.возражает, просит решение оставить без изменения.
Налоговый орган в своем отзыве доводы третьего лица, изложенные в кассационной жалобе, поддерживает, просит отмени ть судебные акты по делу.
В судебном заседании представители сторон и третьего лица поддержали, соответственно, свои доводы по кассационной жалобе и отзывам.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей сторон и третьего лица, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что единственным участником ООО "ПКФ "Независимость" Н.А.И. 18.09.2009 было принято решение N 3 о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии общества.
В Межрайонную ИФНС России N 14 по Тюменской области 24.09.2009 ликвидатором ООО "ПКФ "Независимость" представлены: уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15001 (вх. 14268А); уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) по форме N Р15002 (вх. N 14269А); решение N 3 Единственного участника ООО "ПКФ "Независимость" от 18.09.2009.
На основании представленных документов 01.10.2009 налоговым органом в ЕГРЮЛ внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица (ГРН N 2097232442184), о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (ГРН 2097232442206).
Н. А.И. 08.12.2009 и 22.12.2009 приняты решения: N 4 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса ООО "ПКФ "Независимость" и N 5 об утверждении ликвидационного баланса ООО "ПКФ "Независимость".
Ликвидатором ООО "ПКФ "Независимость" 25.12.2009 в Межрайонную ИФНС России N 14 по Тюменской области были представлены: уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме N Р15003 (вх. N 28584А); промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 08.12.2009; решение N 4 от 08.12.2009 ООО "ПКФ "Независимость" об утверждении промежуточного ликвидационного баланса; заявление по форме N Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (вх.N 28589А); ликвидационный бухгалтерский баланс по состоянию на 22.12.2009; документ об уплате государственной пошлины от 24.12.2009; Решение N 5 от 22.12.2009 об утверждении ликвидационного баланса ООО "ПКФ "Независимость".
На основании указанных документов 11.01.2010 налоговым органом была внесена запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица (ГРН 2107232107179) и принято решение N 28589А о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "ПКФ "Независимость", в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников), в ЕГРЮЛ была внесена соответствующая запись (ГРН 2107232107101).
ООО КСУ "Сибнефтепроводстрой", ссылаясь на то, что является кредитором ООО "ПКФ "Независимость", поэтому исключение ООО "ПКФ "Независимость" из ЕГРЮЛ повлекло нарушение его прав в связи с невозможностью получения задолженности, обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица и выдача в связи с этим свидетельства - окончательная стадия ликвидации юридического лица, которой должна предшествовать стадия погашения всех предъявленных в установленном порядке требований кредиторов. При этом, достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. Суды признали, что представление ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности ликвидируемого юридического лица, необходимо рассматривать как непредставление необходимых сведений в регистрирующий орган, что, в свою очередь, является основанием для отказа в регистрации ликвидации указанного юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно пункту 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В силу пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Приведенные нормы гражданского законодательства устанавливают, что порядок ликвидации юридического лица направлен на обеспечение прав кредиторов ликвидируемого юридического лица и позволяет их реализовать в отношении ликвидируемого юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации юридического лица, завершении расчетов с кредиторами является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Судом установлено, что решением от 06.08.2009 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-5489/2009 (судья Б. Л.Е.), оставленным без изменения постановлением от 02.12.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Г. Е.В., З. О.В., С. Т.П.), с ООО "ПКФ "Независимость" взыскано в пользу ООО КСУ "Сибнефтепроводстрой" 23 717 653 руб. 33 коп. - неосновательного обогащения, 5 434 842 руб. 86 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 100 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Определением от 30.12.2009 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-14694/2009 принято к производству заявление ООО КСУ "Сибнефтепроводстрой" о признании ООО "ПКФ "Независимость", ИНН 7204086023, ОГРН 1047200635679 несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре ликвидируемого должника в связи с наличием кредиторской задолженности в размере 29 252 496 руб. 19 коп.
Судами установлено, что решение арбитражного суда о взыскании в пользу заявителя денежных средств состоялось 06.08.2009, решение о ликвидации принято 18.09.2009, следовательно, ликвидатор знал о наличии кредиторской задолженности перед заявителем по настоящему делу.
Однако, ликвидатором не были исполнены обязанности по уведомлению данного кредитора о ликвидации ООО "ПКФ "Независимость", по отражению в ликвидационном балансе кредиторской задолженности ООО "ПКФ "Независимость".
Кроме того, решением от 21.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-14298/2009 признано незаконным бездействие председателя ликвидационной комиссии ООО "ПКФ "Независимость" Р.Е.А., связанное с невыполнением ею обязательных требований при ликвидации юридического лица, выразившееся:
- в непринятии мер по выявлению в качестве кредитора ООО КСУ "Сибнефтепроводстрой";
- в письменном неуведомлении ООО КСУ "Сибнефтепроводстрой" о ликвидации ООО ПКФ "Независимость";
- в невключении в промежуточный ликвидационный баланс требований кредитора ООО Комплексное специализированное управление "Сибнефтепроводстрой";
- в невыполнении обязанности, предусмотренной статьей 224 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого должника несостоятельным (банкротом).
Таким образом, при рассмотрении другого дела арбитражным судом дана оценка тем же доказательствам, и материалами дела подтверждено нарушение процедуры ликвидации ООО "ПКФ "Независимость".
Указанные нарушения привели к невозможности ООО "ПК "Независимость" реализовать свое право, как кредитора ликвидируемого юридического лица, на предъявление своих требований, подтвержденных судебным актом, к должнику и на их возможное удовлетворение.
С учетом изложенного, выводы судов о предоставлении ликвидатором в налоговый орган недостоверных промежуточного и ликвидационного балансов, составленных и утвержденных учредителем ООО "ПКФ "Независимость" без учета требований статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть, при наличии задолженности перед кредиторами, свидетельствуют о несоответствии действительности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе и нарушении установленного порядка ликвидации юридического лица обоснованны и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Довод, изложенный в жалобе, об отсутствии у регистрирующего органа полномочий по проверке достоверности сведений в документах, представленных на государственную регистрацию, за исключением соответствия их по форме и содержанию, установленным нормативными актами, судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Нормы Закона N 129-ФЗ не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе, о достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и об отсутствии у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением проверки соответствия их по форме и содержанию, установленным нормативными актами (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5533/08 от 20.06.2008).
В рассматриваемом случае исключение ООО "ПКФ "Независимость" из ЮГРЮЛ при наличии нарушений порядка ликвидации, в частности, непринятия мер по выявлению в качестве кредитора ООО КСУ "Сибнефтепроводстрой", противоречит приведенным нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона N 129-ФЗ, нарушает права ООО КСУ "Сибнефтепроводстрой" как кредитора.
Вывод суда апелляционной инстанции, изложенный в постановлении от 31.08.2010 в предпоследнем абзаце на странице 6, об отмене решения первой инстанции и прекращении производства по делу и ссылка на не вступивший в законную силу судебный акт подлежат исключению из мотивировочной части постановления, поскольку не обоснованы и не повлекли принятие неправильного решения по существу спора, отраженного в резолютивной части обжалуемого судебного акта.
Арбитражные суды правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.
Все приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судов, им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.
По изложенным мотивам отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.05.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 31.08.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-863/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Н.А.А. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 ноября 2010 г. по делу N А70-863/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании