Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 ноября 2010 г. по делу N А27-5752/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2010 г.
Кемеровское открытое акционерное общество "Ортон" (далее - КОАО "Ортон") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Федеральная служба), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - управление) с заявлением о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 285 743 мI, с кадастровым номером 42:24:0201002:487, в сумме 1 591 717 094 руб. 35 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5 570 руб. 45 коп. за один квадратный метр, проведённой Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра недвижимости Кемеровской области, правопредшественника управления; о признании недействительным пункта 7 решения, оформленного актом проверки отчёта от 24.11.2008 N 2 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области, о соответствии отчёта Методическим указаниям по государственной оценке населённых пунктов, утверждённым приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), в части определения кадастровой стоимости вышеупомянутого земельного участка; незаконными действий Федеральной службы и управления по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, и обязании управления исключить оспариваемые заявителем сведения.
Заявление в суд мотивировано несоответствием кадастровой стоимости земельного участка и оспариваемых действий нормам статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённому приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), Методическим указаниям.
Третьим лицом без самостоятельных требований к участию в деле привлечена коллегия администрации Кемеровской области.
Решением от 13.07.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 16.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования удовлетворены в полном объёме.
В кассационной жалобе управление просит отменить вынесенные судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заинтересованного лица, судами не учтено, что управлением выполнены законные действия по внесению сведений об экономических характеристиках земельного участка, иных действий управление не совершало и не уполномочено было совершать.
Не согласен податель жалобы с выводом судов о том, что управление не проверяло отчёт.
Необоснованным считает признание судами пункта 7 решения, оформленного актом N 2 от 24.11.2008, поскольку он не подпадает под акты, законность которых оспаривается по правилам статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильным находит применение судами статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части устранения допущенных нарушений.
В отзыве на кассационную жалобу КОАО "Ортон" просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
ФГУП "ФКЦ "Земля" поддерживает доводы кассационной жалобы управления.
Федеральная служба, управление, ФГУП "ФКЦ "Земля", коллегия администрации Кемеровской области о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель КОАО "Ортон" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Выслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на неё, проверив в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что КОАО "Ортон" является собственником земельного участка площадью 285 743 мI, с кадастровым номером 42:24:0201002:487, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Терешковой, 41.
Получив выписку из государственного кадастра недвижимости от 26.05.2009 N 4200/001/09-130062, согласно которой кадастровая стоимость названного земельного участка составляет 1 591 717 094 руб. 35 коп., а удельный показатель кадастровой стоимости - 5 570 руб. 45 коп. за один квадратный метр, КОАО "Ортон" направило в управление запрос о предоставлении информации о порядке определения кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка.
Письмом от 24.03.2009 N 07/12-1803 управление сообщило, что кадастровая стоимость земельного участка и удельный показатель кадастровой стоимости определены ФГУП "ФКЦ "Земля" в отчёте при проведении на основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140 работ по актуализации государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов Кемеровской области. Актуализированные сведения об экономических характеристиках земельных участков внесены в базу данных автоматизированной системы государственного кадастра недвижимости федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" путём вливания результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области.
Впоследствии результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлениями коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" и от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов Кемеровской области".
Согласно отчёту оценщика - общества с ограниченной ответственностью "НПФ "Инком Прайс" от 15.03.2010 N 03/20-10 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:487 равна 316 905 000 руб.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает их рыночную стоимость, заявитель, полагая, что кадастровая стоимость установлена на основании недостоверных результатов оценки земель, без учёта анализа рыночных цен, оспорил в арбитражный суд кадастровую оценку и действия по её определению (формированию).
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из недостоверности результатов государственной кадастровой оценки земельного участка и отсутствия надлежащего контроля со стороны заинтересованных лиц за выполнением работ по определению кадастровой оценки земельного участка.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов верными, сделанными при правильном применении норм материального права, и соответствующими обстоятельствам спора.
В силу части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
По смыслу пункта 5 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Порядок определения значения удельного показателя кадастровой стоимости предусмотрен разделом 2 Методических указаний, принятых во исполнение пункта 11 Правил N 316.
Согласно пунктам 2.2.1, 2.2.2, 2.2.5 Методических указаний расчёт кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешённого использования земель осуществляется на основе построения статистических моделей и строится с учётом факторов стоимости земельных участков, сведений об их значении, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости путём сбора достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.
Исследовав представленные по делу доказательства и оценив доводы сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что расчёт удельного показателя стоимости земельного участка произведён без учёта сведений о рыночной стоимости земельных участков в настоящем регионе. Управлением не представлено достаточных сведений об использованных данных, которые бы позволяли оценить их достоверность и объективность, а также сделать вывод о наличии оснований для расчёта удельного показателя кадастровой оценки в размере 5 570 руб. 45 коп. за один квадратный метр, а следовательно, и государственной кадастровой стоимости спорного земельного участка в сумме 1 591 717 094 руб. 35 коп.
Кроме того, Федеральная служба и управление в нарушение пунктов 8.1, 9.2, 9.5, 9.8 Административного регламента не осуществили надлежащий контроль за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
При таких обстоятельствах суды правильно в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признали незаконными действия Федеральной службы и управления по организации проведения государственной кадастровой оценки земельного участка с соответствующим удельным показателем, обязав исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости принадлежащего КОАО "Ортон" земельного участка.
Кассационный суд не принимает во внимание довод заинтересованного лица о неправомерности признания недействительным пункта 7 решения, так как данный довод не заявлялся в судах первой и апелляционной инстанций, не был предметом их оценки.
Что касается довода о неправильном указании в решении суда первой инстанции действий управления, направленных на устранение допущенных нарушений, то он отклоняется, так как суд исходил из заявленных требований, среди которых отсутствовало требование о внесении в государственный кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка.
Более того, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, на момент принятия решения судом первой инстанции ещё не действовал.
Таким образом, суды правильно применили нормы материального права, не допустив нарушений процессуального закона.
Выводы, содержащиеся в судебных акта, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
С учётом изложенного кассационная жалоба управления не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 13.07.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 16.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-5752/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 ноября 2010 г. по делу N А27-5752/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании