Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 ноября 2010 г. по делу N А03-2776/2010
(извлечение)
Администрация города Барнаула (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконными действий Счетной палаты Алтайского края по проведению в сентябре - ноябре 2009 года проверки в части целевого и эффективного использования средств, предусмотренных в бюджете города Барнаула, на обеспечение реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" за 2007, 2008 годы и шесть месяцев 2009 года.
Решением от 12.05.2010 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 11.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация города Барнаула, ссылаясь на несоответствие принятых судебных актов нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, просит решение первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что контрольные полномочия Счетной палаты имеют ограниченный характер, связанный исключительно с контролем за исполнением краевого бюджета и использованием краевого имущества, могут распространяться на местные бюджеты в случае, если они являются получателями межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации в части использования этих бюджетных средств. Проверка исполнения бюджета муниципального образования проведена Счетной палатой Алтайского края с превышением компетенции, установленной как федеральным, так и региональным законодательством.
Указывает, что в городе Барнауле создана и действует Счетная палата города Барнаула, которая является постоянно действующим контрольным органом местного самоуправления города.
В отзыве на кассационную жалобу Счетная палата Алтайского края просит оставить без изменения состоявшиеся по делу судебные акты, поскольку ни Бюджетный кодекс, ни Закон Алтайского края от 19.11.2001 N 89-ЗС "О Счетной палате Алтайского края" не содержат ограничений по направлениям и объему проверок местных бюджетов.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судебными инстанциями при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что Счетной палатой Алтайского края проведена проверка целевого и эффективного использования средств, предусмотренных в бюджете города Барнаула, средств краевого бюджета, направленных в виде дотаций, субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, на обеспечение реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) за 2007, 2008 годы и шесть месяцев 2009 года.
Результаты проверки отражены в акте от 10.12.2009, в котором изложены факты, свидетельствующие о проведении проверки целевого и эффективного использования средств, предусмотренных в бюджете города Барнаула на обеспечение решения вопросов местного значения городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Считая, что Счетная палата Алтайского края в силу положений части 2 статьи 6 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, статьи 46 Устава Алтайского края, статьи 132 Конституции Российской Федерации, статей 157 и 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации имеет ограниченные полномочия при осуществлении проверочных действий муниципального образования, Администрация города Барнаула обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий по проведению проверки.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции, Исслдедовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, исходя из пункта 2.1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 1, 12 Закона Алтайского края от 19.11.2001 N 89-ЗС "О Счетной палате Алтайского края", статьи 14 Закона Алтайского края от 14.11.2007 N 125-ЗС "О краевом бюджете на 2008 и на плановый 2009 и 2010 годов", пункта 1 части 1 статьи 13 Закона Алтайского края от 03.12.2008 N 127-ЗС "О краевом бюджете на 2009 год и на плановый 2010 и 2011 годов", пункта 5 части 1 статьи 16, статьи 49 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, пришли к выводу, что Счетная палата Алтайского края обладает полномочиями по проверке целевого и эффективного использования средств местного бюджета, полученных из краевого бюджета.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган государственного финансового контроля, созданный законодательным органом субъекта Российской Федерации, вправе проводить проверки местных бюджетов-получателей межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.
В силу положений статьи 1 Закона Алтайского края от 19.11.2001 N 89-ЗС "О Счетной палате Алтайского края" Счетная палата Алтайского края является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Алтайским краевым Законодательным Собранием.
Согласно статье 12 Закона Алтайского края от 19.11.2001 N 89-ЗС "О Счетной палате Алтайского края" контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на государственные органы, а также на органы местного самоуправления, если они получают, перечисляют, используют средства из краевого бюджета или используют краевую собственность, либо управляют ею, имеют предоставленные законодательством Алтайского края налоговые, кредитные и иные льготы и преимущества, а также полноту и своевременность получения средств, выделенных Алтайскому краю из федерального бюджета.
Из содержания статьи 14 Закона Алтайского края от 14.11.2007 N 125-ЗС "О краевом бюджете на 2008 и на плановый 2009 и 2010 годов", пункта 1 части 1 статьи 13 Закона Алтайского края от 03.12.2008 N 127-ЗС "О краевом бюджете на 2009 год и на плановый 2010 и 2011 годов" следует, что при решении вопроса об оказании финансовой помощи муниципальным образованиям комитет Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, Счетная палата Алтайского края вправе осуществлять проверку обоснованности предоставления финансовой помощи, а после принятия решения о ее выделении - проверять достаточность мер по увеличению доходов бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Судами установлено, что в проверяемый период из краевого бюджета выделено бюджету города Барнаула: в 2007 году - 134 900,0 тыс. рублей; в 2008 году - 180 527,1 тыс. рублей, которые были использованы на капитальный ремонт дорог местного значения.
Факт получения средств краевого бюджета на решение вопросов местного значения, в частности, на капитальный ремонт дорог местного значения, Администрацией не оспаривается.
Судами сделан обоснованный вывод о том, что Счетная палата Алтайского края обладает контрольными полномочиями в отношении Администрации города Барнаула.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Деятельность по исполнению бюджета служит целям материального обеспечения исполнения местными органами власти своих полномочий и носит экономический характер.
Вместе с тем, экономический характер деятельности органов местного самоуправления по исполнению бюджета сам по себе не свидетельствует о нарушении оспариваемыми действиями Счетной палаты прав администрации города.
Судом первой инстанции обоснованно указано на непредставление заявителем доказательств нарушения прав и законных интересов Администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд апелляционной инстанции правомерно отметил, что законные действия Счетной палаты Алтайского края не могут быть признаны нарушающими права Администрации.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает, что судами полно и всесторонне исследованы материалы дела, правильно установлены фактические обстоятельства дела, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.05.2010 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 11.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-2776/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 ноября 2010 г. по делу N А03-2776/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании