Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 ноября 2010 г. по делу N А27-626/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Альянс Нева Трейд" (далее - ООО "Альянс Нева Трейд", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление кадастра) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Рудничный район, ул. Шахтерская, 2 с кадастровым номером 42:24:0401004:1023 в размере 123 142 818,68 руб., выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, в предоставлении отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в Кемеровской области на проверку в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, в предоставлении в Коллегию администрации Кемеровской области сведений о кадастровой стоимости земельных участков на утверждение, во внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Рудничный район, ул. Шахтерская, 2 с кадастровым номером 42:24:0401004:1023 в размере 123 142 818,68 руб.;
о признании незаконными действий правопредшественника Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии г. Москва (Федеральная служба кадастра, Росреестр) - Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Рудничный район, ул. Шахтерская, 2 с кадастровым номером 42:24:0401004:1023 в размере 123 142 818,68 руб., выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, в направлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в отношении земельного участка расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Рудничный район, ул. Шахтерская, 2 с кадастровым номером 42:24:0401004:1023 в размере 123 142 818,68 руб.;
о признании незаконной кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Рудничный район, ул. Шахтерская, 2 с кадастровым номером 42:24:0401004:1023 в размере 123 142 818,68 руб.
Об обязании Управления кадастра по Кемеровской области устранить нарушения прав и законных интересов заявителя, путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Рудничный район, ул. Шахтерская, 2 с кадастровым номером 42:24:0401004:1023 в размере 123 142 818,68 руб. и удельном показателе его кадастровой стоимости в размере 3 085,40 руб. за кв. метр.
Заявленные требования основаны ссылками на статью 57 Конституции Российской Федерации, статьи 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" утвержденных Приказом МЭРТ от 28.06.2007 N 215, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом МЭРТ от 15.02.2007 N 39 и мотивированы тем, что действия Управления кадастра и Роснедвижимости по организации проведения государственной кадастровой оценки земель выполнены с нарушением действующего законодательства, кадастровая стоимость земельного участка не является установленной.
В качестве соответчика в порядке пункта 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 11.03.2010 привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля").
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.04.2010 (судья П. С.Е.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2010 решение от 27.04.2010 отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Кемеровской области и Росреестр, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда обстоятельствам дела, на нарушение норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы считает оспариваемые действия Управления Росреестра законными, ссылаясь на проверку и утверждение результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.
ФГУП "ФКЦ "Земля" представило отзыв, в котором поддержало доводы кассационной жалобы, дополнительно указав на нарушение апелляционным судом норм материального права, на неверно выбранный заявителем способ защиты своих прав и законных интересов, считая ООО "Альянс Нева Трейд" незаинтересованным лицом, имеющим право на обжалование отчета оценщика на основании статьи 9 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В судебном заседании представитель ООО "Альянс Нева Трейд" высказался против удовлетворения кассационной жалобы как необоснованной, просил постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании по делу.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права при разрешении настоящего дела, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционного суда.
Как следует из материалов дела, ООО "Альянс Нева Трейд" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:040356:63 (действующий в настоящее время номер 42:24:0401004:1023) площадью 39 911,46 кв. метров, находящегося в Кемеровской области, г. Кемерово, Рудничный район, ул. Шахтерская, 2, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество имеется запись регистрации за N 42-42-01/288/2007-092.
Земельный участок с кадастровым номером является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 25.11.2005, вид разрешенного использования в целях проведения кадастровой оценки был определен как 9 ("земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально - технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок"), под производственную базу.
В целях получения информации о кадастровой стоимости земельного участка общество обратилось в Управление кадастра.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 10.03.2009 N 4200/001/09-49979, представленной Управлением кадастра, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401004:1023 определена в размере 123 142 818,68 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости определен в размере 3 085,40 руб.
По результатам работ по определению рыночной стоимости земельного участка площадью 39 911, 46 кв. метров, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Рудничный район, ул. Шахтерская, 2, проведенных ООО "Финансы Бизнес Консалтинг" по заказу заявителя на 01.01.2009, составлен отчет от 28.12.2009 N ЗУ-02/12-2009. Согласно отчету рыночная стоимость участка на 01.01.2009 составила 5 890 000 руб.
Сопоставив размеры рыночной и кадастровой стоимости земельного участка, оценив законность действий государственных органов, на которые государством возложены полномочия по организации и контролю за проведением кадастровой оценки земельных участков, заявитель, пришел к выводу о том, что Управление кадастра и Роснедвижимость в ходе реализации полномочий не учли требования действующего законодательства, что привело к нарушению прав и законных интересов собственника земельного участка, в виде превышения кадастровой стоимости более чем в 20,9 раз по сравнению с рыночной.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что государственная оценка кадастровой стоимости земельного участка произведена в соответствии с действующим порядком, с учетом данных о рыночной стоимости, при соблюдении регламентированной процедуры утверждения и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Седьмой арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о доказанности факта недостоверности результатов государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, установив, что Управлением кадастра и Управлением Роснедвижимости не представлено доказательств, подтверждающих, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, а кадастровая оценка проведена на основании статистического анализа рыночных цен.
Выводы апелляционного суда признаются правильными.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 и пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируются порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 316 проведения государственной оценки земель (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590) (далее - Правила N316) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно пункту 5 Правил N 316, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Пунктом 11 Правил N 316 установлено, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 2.2.1 данных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.
Пункт 2.2.5 Методических указаний в целях определения достоверности собранной рыночной информации предписывает провести ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.
Согласно пункту 8.1 Административного регламента, контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, согласно пункту 9.5 которого в случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет один экземпляр отчета на проверку в Роснедвижимость.
Роснедвижимость производит проверку ответа на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8.).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд обоснованно установил, что при проведении расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка ООО "Альянс Нева Трейд" не была использована достаточная и достоверная информация о рыночных ценах на эти участки, при построении модели расчета кадастровой стоимости не использовано основное количество факторов, а также указание в отчете источников информации не позволяет сделать вывод о достоверности и достаточности информации о рынке земельных участков и возможности построения на основе такой информации какой-либо статистической модели.
Апелляционным судом правильно указано, что формальное соблюдение административной процедуры не свидетельствует о возможности утверждения кадастровой стоимости земельного участка определенной не в соответствии с требованиями действующего законодательства без определения состава факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении этих факторов, проведения сбора рыночной информации, а также расчета кадастровой стоимости без учета перечисленных элементов.
Как установлено апелляционным судом, в отчете отсутствует точное описание объекта оценки с приведением ссылок на документы, устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки, в том числе физические свойства объекта оценки, количественные и качественные характеристики элементов, балансовая стоимость, отчет не содержит оснований для проведения оценщиком оценки объекта, отсутствуют указания на примененные стандарты оценки, отсутствует дата утверждения отчета руководителем организации исполнителя, как того требует форма отчета.
Апелляционный суд, исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами N 316, Методическими указаниями, Административным регламентом, установив, что при проведении оценки земельных участков не была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также отсутствие доказательств использования при определении кадастровой стоимости рыночной информации, пришел к обоснованному выводу о не соответствии определения и внесения в государственный кадастр кадастровой стоимости требованиям действующего законодательства.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, в связи с чем, подлежат отклонению.
При разрешении спора апелляционным судом не допущено нарушений, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2010 по делу N А27-626/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2010 г. по делу N А27-626/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании