Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 ноября 2010 г. по делу N А27-2975/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2010 г.
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Кемеровской таможне о признании недействительными требований от 20.01.2010 (дело N А27-2975/2010), от 14.01.2010 (дело N А27-2976/2010), от 15.01.2010 (дело NА27-2977/2010), от 02.12.2009 (дело N А27-2978/2010), которые были вынесены Беловским таможенным постом.
Определением от 11.05.2010 Арбитражный суд Кемеровской области, на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для совместного рассмотрения, дела N А27-2975/2010, N А27-2976/2010, N А27-2977/2010, N А27-2978/2010 объединены в одно производство, данному делу присвоен N А27-2975/2010.
Решением от 19.05.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 27.07.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" удовлетворены. Признаны недействительными обжалуемые требования Кемеровской таможни.
Суд обязал Кемеровскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С Кемеровской таможни взысканы судебные расходы в размере 8 000 рублей.
В кассационной жалобе Кемеровская таможня просит отменить принятые по делу судебные акты, как вынесенные с нарушением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, поскольку спорному товару соответствует субпозиция 4011 20 "для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов" ТН ВЭД; судебные инстанции неправильно истолковали и применили положения Основных правил интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности России (ОПИ ТН ВЭД), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718 "О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности".
Кроме того, по мнению таможенного органа, судом необоснованно взысканы с него расходы по уплате государственной пошлины, как с лица, освобождённого от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу от ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" в суд не представлен.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судами при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что во исполнение контракта от 25.12.2008 N 7061/08-1, заключенного с TRS Tyre and Rubber Supplies S.A., Switzerland, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар:
1) по грузовой таможенной декларации N 10608010/200110/0000119 шины пневматические резиновые новые не укомплектованные уплотнительными кольцами для карьерных самосвалов, грузоподъемностью 90 т, для использования во внедорожной сети, в горнодобывающей промышленности, марка "Бриджстоун", с надписью "OFF-THE-ROAD" и "EARTHMOVING", тип шины 27.00 R49*2VRРS TL E4, шириной шины 750 мм, внешним диаметром 2694 мм, глубиной протектора 605 мм, статический радиус 1231 мм, статическая ширина профиля 835 мм, максимальной скоростью движения автомобиля 50 км/ч, радиального строения, бескамерные, с поперечными канавками на протекторе, с посадочным диаметром 124,46 см. используемые на автомобилях Белаз-75570" (самоходных колесных машинах) на открытых горных работах для перевозки горной массы без выезда на дороги общего пользования и шины пневматические резиновые новые не укомплектованные уплотнительными кольцами для карьерных самосвалов, грузоподъемностью 320 т, для использования во внедорожной сети, в горнодобывающей промышленности, марки "Бриджстоун", с надписью "OFF-THE-ROAD" и "EARTHMOVING",тип шины 59/80R63*2VRРS TL E4, шириной шины 1470 мм, внешним диаметром 4025 мм, глубиной протектора 116 мм, статический радиус 1710 мм, статическая ширина профиля 1712 мм, максимальной скоростью движения автомобиля 50 км/ч, радиального строения, бескамерные, с поперечными канавками на протекторе, с посадочным диаметром 160,02 см. используемые на автомобилях Белаз-75600" (самоходных колесных машинах) на открытых горных работах для перевозки горной массы без выезда на дороги общего пользования;
2) по грузовой таможенной декларации N 10608010/301109/0002700 шины пневматические резиновые новые укомплектованные двумя уплотнительными кольцами для карьерных самосвалов, грузоподъемностью 320 т, для использования во внедорожной сети, в горнодобывающей промышленности, марки "Бриджстоун", с надписью "OFF-THE-ROAD" и "EARTHMOVING", тип шины 59/80R63*2VRРS TL E4, шириной шины 1467 мм, внешним диаметром 4017 мм, глубиной протектора 116 мм, статический радиус 1710 мм, статическая ширина профиля 1712 мм, максимальной скоростью движения автомобиля 50 км/ч, радиального строения, бескамерные, с поперечными канавками на протекторе, с посадочным диаметром 160,02 см, применяемые на автомобилях Белаз-75600" (самоходных колесных машинах) на открытых горных работах для перевозки горной массы без выезда на дороги общего пользования;
3) по грузовой таможенной декларации N 10608010/150110/0000065 шины пневматические резиновые новые укомплектованные уплотнительными кольцами для карьерных самосвалов, грузоподъемностью 200-220 т, для использования во внедорожной сети, в горнодобывающей промышленности, марка "Бриджстоун", с надписью "OFF-THE-ROAD" и "EARTHMOVING", тип шины 40.00R57*2VRLS TL E4, шириной шины 1127 мм, внешним диаметром 3562 мм, глубиной протектора 91,5 мм, статический радиус 1291 мм, статическая ширина профиля 1582 мм, максимальной скоростью движения автомобиля 50 км/ч, радиального строения, бескамерные, с поперечными канавками на протекторе, с посадочным диаметром 144,78 см, применяемые на самосвалах Белаз-75306" (самоходных колесных машинах) на открытых горных работах для перевозки горной массы без выезда на дороги общего пользования;
4) по грузовой таможенной декларации N 10608010/011209/0002714 шины пневматические резиновые новые укомплектованные двумя уплотнительными кольцами для карьерных самосвалов, грузоподъемностью 90 т, для использования во внедорожной сети, в горнодобывающей промышленности, марка "Бриджстоун", с надписью "OFF-THE-ROAD" и "EARTHMOVING", тип шины 27.00 R49*2VRРS TL E4, шириной шины 750 мм, внешним диаметром 2694 мм, глубиной протектора 605 мм, статический радиус 1231 мм, статическая ширина профиля 835 мм, максимальной скоростью движения автомобиля 50 км/ч, радиального строения, бескамерные, с поперечными канавками на протекторе, с посадочным диаметром 124,46 см. используемые на автомобилях Белаз-75570" (самоходных колесных машинах) на открытых горных работах для перевозки горной массы без выезда на дороги общего пользования.
При таможенном оформлении в соответствии с ТН ВЭД Общество заявило код ввезенных шин - 4011 94 000 0 (шины и покрышки пневматические резиновые для транспортных средств, используемых в строительстве и промышленности, и имеющих посадочный диаметр более 61 см), со ставкой таможенной пошлины 5 процентов.
Считая произведенную классификацию товара неверной, таможенный орган направил Обществу требования от 02.12.2009, от 14.01.2010, от 15.01.2010, от 20.01.2010 о корректировке кода товара в грузовых таможенных декларациях с 4011 94 000 0 на код 4011 20 900 0, которому соответствует ставка таможенных пошлины 15 процентов и о перерасчете подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов.
ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", полагая, что указанные требования Кемеровской таможни являются незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений статей 39, 40, 123, 124, 127, 144, 149, 153 Таможенного кодекса Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718, от 30.11.2001 N 830 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности", пришли к выводу, что Обществом правильно определён классификационный код 4011 94 000 0 ТН ВЭД ввезённого товара, поэтому требования Кемеровской таможни признаны недействительными.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения состоявшиеся по делу судебные акты, исходит из следующего.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 40 Таможенного кодекса Российской Федерации товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть, в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании, таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию. Процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (указанием определенного набора сведений, соответствующих или не соответствующих действительности).
В соответствии со статьями 39, 40, 127, 144 Таможенного кодекса Российской Федерации лицо, перемещающее товар, либо декларант (таможенный брокер) обязаны уплатить сумму таможенных платежей в размере, соответствующем правильному коду ТН ВЭД.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718 утвержден Таможенный тариф Российской Федерации и Основные правила интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Согласно Правилу 1 Основных правил интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ОПИ ТН ВЭД) Российской Федерации для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими по тексту положениями.
Правилом 3 ОПИ ТН ВЭД предусмотрено, что в случае, если в силу Правила 2(б) или по каким-либо другим причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом: а) предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, нежели товарные позиции с более общим описанием; в) товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правил 3(а) или 3(б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД предусмотрено, что для юридических целей классификации товаров в субпозициях какой-либо товарной позиции осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями Правил 1-5 при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
При сравнительном анализе двух или более субпозиций с одним дефисом в пределах одной товарной позиции по Правилу 3а, возможность отнесения товара к одной из них должна определяться только по описанию товара в этих субпозициях с одним дефисом. После того как субпозиция с одним дефисом, дающая наиболее конкретное описание товара, выбрана и если сама субпозиция делится, только в этом случае принимается во внимание описание на уровне субпозиций с двумя дефисами и выбирается одна из них.
Исходя из описаний субпозиций в товарной позиции 4011, субпозиция 4011 20 используется в отношении шин для моторных транспортных средств для перевозки грузов, которые могут применяться на дорогах общего пользования, и имеющих соответствующие маркировки индекса нагрузки.
Судами установлено, что на шинах, являющихся предметом спора, отсутствует маркировка индекса нагрузки - международного цифрового кода, обозначающего предельно допустимую нагрузку, которую способна нести шина при скорости, соответствующей символу скорости, и при определённых условиях эксплуатации.
Исходя из содержания Пояснений к товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации к субпозиции 4011 94 следует, что в этой субпозиции термин "транспортные средства, используемые в строительстве или промышленности" включает в себя транспортные средства и оборудование для горнодобывающей промышленности.
Для определения шин по наименованию "прочие" характерно применение их на транспортных средствах и машинах (в том числе и карьерных самосвалах), "используемых в горнодобывающей промышленности, а также значение посадочного диаметра".
Арбитражными судами установлено, что товар, поступивший в адрес ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" соответствует разделу VII ТН ВЭД "Пластмассы и изделия из них; каучук, резина и изделия из них", группе 40 "Каучук, резина и изделия из них", общей позиции 4011 "Шины и покрышки пневматические резиновые новые".
Спорные шины предназначены для самоходных колесных машин - карьерных самосвалов, используемых только на открытых горных разработках горнодобывающей промышленности, эксплуатируемых вне автомобильных дорог общего пользования, со скоростью не более 50 км/час, имеют посадочный диаметр более 61 сантиметров.
Кроме того, ГОСТ 26585-2003, в отличие от ГОСТа Р 52 899-2007 "Шины пневматические для грузовых механических транспортных средств и прицепов", не содержит формулировки об обязательности нанесения маркировки индекса нагрузки. Это свидетельствует о том, что к маркировке шин внедорожных, используемых в промышленности и строительстве требования иные, соответственно и квалифицироваться они должны отдельно от шин для грузовых транспортных средств для перевозки грузов по дорогам общего пользования.
Декларируемые Обществом шины имеют маркировку "OFF-THE-ROAD", что означает "внедорожные", и "EARTHMOVER" ("Е" в земляных работах), а также особое строение протектора шин, связанное с передвижением вне дорог общего пользования. Это указывает на целевое использование спорных шин только в промышленности.
При таких обстоятельствах субпозиция 4011 94 000 0 ТН ВЭД наиболее точно описывает ввезённый обществом товар.
Вывод судебных инстанций о неправильной классификации Кемеровской таможней ввезённого товара по субпозиции 4011 20 900 0 ТН ВЭД является обоснованным, обжалуемые требования об уплате таможенных платежей правомерно признаны судами недействительными.
Довод, изложенный в кассационной жалобе Кемеровской таможни о необоснованном взыскании с неё судебных расходов, несостоятелен, поскольку был предметом исследования судебными инстанциями, ему дана надлежащая правовая оценка.
С учётом положений пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражный суд правомерно распределил судебные расходы, взыскав с Кемеровской таможни в пользу ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" 8 000 рублей в счёт возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными, направленными на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств по спору.
Фактическим обстоятельствам дела дана соответствующая правовая оценка с учетом указанных норм действующего законодательства. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 19.05.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 27.07.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-2975/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2010 г. по делу N А27-2975/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании