Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 ноября 2010 г. по делу N А67-3320/2010
(извлечение)
Комитет по лицензированию Томской области (далее - заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Мон Ами" (далее - ООО "Мон Ами", общество) о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решением от 17.06.2010 Арбитражного суда Томской области, оставленным из изменений постановлением от 23.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены, ООО "Мон Ами" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Мон Ами" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в привлечении к административной ответственности в связи с отсутствием состава правонарушения.
Как полагает заявитель жалобы, обжалуемые судебные акты незаконны, необоснованны и подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права и нарушениями процессуальных норм.
В кассационной жалобе ООО "Мон Ами" указал следующее: из документов невозможно установить время и место административного проступка; факт осуществления обществом подлежащей лицензированию деятельности (медицинской) не установлен; специалист Б.А.В. полностью соответствует квалификационным требованиям; свидетельство о повышении квалификации по специальности "Косметология терапевтическая" является действительным и подтверждает переподготовку специалиста по названной специальности; до принятия новой программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки Б.А.В. имеет право не повышать свою квалификацию; административный орган не представил доказательств привлечения Б.А.В. к деятельности, подлежащей лицензированию; на момент проведения административной проверки не было возможности обучить специалиста по несуществующей образовательной программе.
По мнению ООО "МонАми", фактически оказываемые обществом услуги (термолифтинг и фотоэпиляция) не относятся к услугам, подлежащим лицензированию.
Заслушав представителя заинтересованного лица, рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что 11.02.2010 Комитетом по лицензированию Томской области ООО "Мон Ами" выдана лицензия регистрационный номер ЛО-70-01-000386 на осуществление медицинской деятельности при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по косметологии (терапевтической).
На основании приказа N 006 о 01.04.2010 Б.А.В. принята на работу в ООО "Мон Ами" по специальности "косметолог". Наличие в штате общества работника по специальности "косметолог" подтверждается также штатным расписанием N 1 от 01.04.2010.
В материалах дела имеются образовательные документы Б.А.В.: диплом Новосибирской государственной областной академии о присуждении квалификации - Врач по специальности "Лечебное дело"; свидетельство Новосибирского областного кожно-венерологического диспансера об окончании интернатуры по специальности "Врач-дерматовенеролог" от 28.06.2002 г. N 01/2002; сертификат Управления здравоохранения Администрации Новосибирской области от 28.06.2002 г. А N 1803193 5 о том, что Б.А.В. (девичья фамилия П.А.В.) присвоена специальность врача-дерматовенеролога; свидетельство Новосибирского государственного медицинского университета от 02.06.2008 г. N 29726 о повышении квалификации по дерматовенерологии; свидетельство Новосибирского государственного медицинского университета от 25.02.2009 г. N 31258 о повышении квалификации по Косметологии терапевтической.
Какие-либо документы, свидетельствующие о получении Б.А.В. послевузовского профессионального образования или дополнительного образования, а именно: ординатуры по специальности "Косметология" или профессиональной переподготовки по специальности "Косметология", ООО "Мон Ами", в материалы дела не представлены.
28.04.2010 главным специалистом отдела лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности и контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи, установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения С.А.К., консультантом отдела лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности и контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи, установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения О.Н.П. на основании распоряжения председателя Комитета по лицензированию Томской области N 21 от 09.04.2010 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Мон Ами" по вопросу соблюдения лицензионных требований, по результатам которой составлен акт N 21 о выявлении нарушений обязательных требований - пп. "г" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.07.2009 N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения"), а именно на момент проведения проверки по специальности "Косметология" в штате ООО "Мон Ами" оформлен один специалист Б.А.В., у которой отсутствует послевузовское профессиональное образование или дополнительное образование по специальности "Косметология".
28.04.2010 консультантом отдела лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности и контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи, установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения О.Н.П. в отношении ООО "Мон Ами" составлен протокол N 08/10 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В порядке ст. 23.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации материалы дела об административном правонарушении направлены Комитетом по лицензированию Томской области в Арбитражный суд Томской области для решения вопроса о привлечении ООО "Мон Ами" к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из подтверждения материалами дела в действиях общества состава административного правонарушения: ООО "Мон Ами" привлекало Б.А.В. в качестве косметолога в отсутствие послевузовского профессионального образования или дополнительного образования, соответствующих требованиям и характеру выполняемых услуг.
Суд апелляционной инстанции полностью поддерживал вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения.
Выводы судов обеих инстанций о наличии в действиях ООО "Мон Ами" состава административного правонарушения являются правильными.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к части 4 данной статьи указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу подпункта 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
При осуществлении медицинской деятельности необходимо обязательное наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг) (подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30). Невыполнение указанного правила является грубым нарушением лицензионных правил (пункт 6 указанного Положения).
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1, право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.
Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями (статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.07.2009 N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения", квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения по специальности "Косметология" являются: уровень профессионального образования - "Высшее профессиональное образование по одной из специальностей: "0601011 Лечебное дело", "060103 Педиатрия"; послевузовское профессиональное образование или дополнительное образование - "Ординарура по специальности "Косметология" или профессиональная переподготовка по специальности "Косметология" при наличии послевузовского профессионального образования по специальности "Дерматовенерология"; дополнительное профессиональное образование - "Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности; должности - врач-косметолог, руководитель структурного подразделения - врач-косметолог.
ООО "Мон Ами" в нарушение лицензионных требований привлекало Б.А.В. в качестве косметолога в отсутствие послевузовского профессионального образования или дополнительного образования - "Ординатура по специальности "Косметология" или профессиональная переподготовка по специальности "Косметология" при наличии послевузовского профессионального образования по специальности "Дерматовенерология", поэтому суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный ввод о наличии в действиях ООО "Мон Ами" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Свидетельство о повышении квалификации N 31258 по терапевтической косметологии в объеме 182 часов не указывает на профессиональную переподготовку по специальности "Косметология" или окончание ординатуры по этой специальности, так как в силу пункта 28 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" профессиональная переподготовка осуществляется по программе в объеме не менее 500 часов и удостоверяется диплом о профессиональной переподготовке; после окончания ординатуры выдается удостоверение (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.02.1993 N 23).
Обстоятельств, исключающих вину юридического лица в совершении административного правонарушения, так же как и нарушений процессуальных требований Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации при производстве по делу об административном правонарушении, из материалов дела не усматривается.
Довод заявителя жалобы о том, что ООО "Мон Ами" не осуществляет медицинскую деятельность, суд кассационной инстанции отклоняет как противоречащий фактическим обстоятельствам дела и действиям самого общества, а именно: закреплению в уставе ООО "Мон Ами" в качестве основного вида деятельность в области здравоохранения и врачебную практику (пункт 3.2. устава); получению обществом лицензии на осуществление медицинской деятельности; утверждению штатного расписания с наличием медицинских специальностей - врача-дерматолога, косметолога и главного врача.
Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции в материалах дела не установил (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Остальным доводам ООО "Мон Ами", изложенным в кассационной жалобе, в суде первой и апелляционной инстанции дана надлежащая правая оценка.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного спора, исследованы судом первой и апелляционной инстанции полно, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 17.06.2010 Арбитражного суда Томской области и постановление от 23.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-3320/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Мон Ами" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2010 г. по делу N А67-3320/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании