Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 1 декабря 2010 г. по делу N А75-4266/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2010 г.
Открытое акционерное общество "Государственная страховая компания "Югория" (далее - ОАО "ГСК "Югория", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлениями к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Территориальное управление, административный орган) о признании незаконными и отмене постановлений N 711-10/079, N 711-10/08, N 711-10/098, N 711-10/103, N 711-10/104, N 711-10/106, N 711-10/132 от 15.04.2010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определениями арбитражного суда от 28.04.2010 заявления приняты к производству с присвоением номеров делам: N А75-4266/2010, N А75-4267/2010, N А75-4268/2010, N А75-4269/2010, N А75-4385/2010, N А75-4386/2010, N А75-4387/2010.
Определением арбитражного суда от 07.05.2010 дела: N А75-4266/2010, N А75-4267/2010, N А75-4268/2010, N А75-4269/2010, N А75-4385/2010, N А75-4386/2010, N А75-4387/2010 объединены в одно производство с присвоением делу единого номера - N А75-4266/2010.
Решением от 12.05.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 01.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе ОАО "ГСК "Югория" просит решение от 12.05.2010 и постановление от 01.09.2010 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
По мнению заявителя, вывод судов о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сделаны без учёта статей 4.1, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
В отзыве на кассационную жалобу Территориальное управление, указывая на необоснованность доводов кассационной жалобы, просит оставить в силе принятые судебные акты, поскольку Общество не приняло всех, зависящих от него мер к тому, чтобы своевременно представить в уполномоченный банк документы для оформления паспорта сделки; ранее Общество уже привлекалось к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судами при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что между Страхователем Continental Ship Management AS (Нерезидент - Норвегия, заказчик) и Страховщиком Санкт-Петербургским филиалом ГСК "Югория" (Резидент, Исполнитель) 27.06.2009 заключен контракт (страховой полис) N 29-900025-00/09 по страхованию водного транспорта.
Паспорт сделки N 09080022/1971/0000/3/0 к контракту N 29-900025-00/09 от 27.06.2009 открыт в ОАО "Ханты-Мансийский банк" - 20.07.2009. Подтверждающие документы по контракту N 29-900025-00/09 (справка о подтверждающих документах от 23.07.2009 на сумму 527162 норвежских крон) резидентом представлены в уполномоченный банк 23.07.2009.
Между Страхователем SHIPFEAL CORPORATION (Нерезидент- Панама, Заказчик) и Страховщиком Санкт-Петербургским филиалом ГСК "Югория" (Резидент, Исполнитель) 18.09.2009 заключен контракт (страховой полис) N 29-900042-00/09 по страхованию водного транспорта.
24.09.2009 паспорт сделки N 09090010/1971/0000/3/0 к контракту N 29-900042-00/09 от 18.09.2009 открыт в ОАО "Ханты-Мансийский банк". По представленной ОАО "Ханты-Мансийский банк" ведомости банковского контроля по указанному паспорту сделки на счет ОАО ГСК "Югория" по контракту N 29-900042-00/09, 22.09.2009 зачислен платеж в сумме 3000 долларов США. Первая валютная операция по данному контракту осуществлена 22.09.2009.
Между Страхователем Zigana Shipping Corp (Нерезидент-Панама, Заказчик) и Страховщиком Санкт-Петербургским филиалом ГСК "Югория" (Резидент, Исполнитель) 12.07.2009 заключен контракт (страховой полис) N 70-900018-00/09 по страхованию гражданской ответственности судовладельцев.
Согласно представленной ОАО "Ханты-Мансийский банк" ведомости банковского контроля по паспорту сделки N 09080022/1971/0000/3/0 на счет ОАО ГСК "Югория" по контракту N 70-900018-00/09 19.08.2009 зачислен платеж в сумме 2 606,75 долларов США. Первая валютная операция совершена 19.08.2009.
21.08.2009 паспорт сделки N 09080022/1971 /0000/3/0 к указанному контракту от 12.07.2009 открыт в ОАО "Ханты-Мансийский банк".
Между Страхователем LEON SHIPMANAGEMENT LIMITED (Нерезидент - Соединенное королевство, Заказчик) и Страховщиком Санкт-Петербургским филиалом ГСК "Югория" (Резидент, Исполнитель) 01.09.2009 заключен контракт (страховой полис) N 29-900039-00/09 по страхованию водного транспорта. 04.09.2009 паспорт сделки N 09090003/1971/0000/3/0 к контракту N 29-900039-00/09 от 01.09.2009 открыт в ОАО "Ханты-Мансийский банк".
Согласно представленной ОАО "Ханты - Мансийский банк" ведомости банковского контроля по паспорту сделки N 09090003/1971/0000/3/0 на счет ОАО ГСК "Югория" по контракту от 01.09.2009 N 29-900039-00/09 зачислен платеж 02.09.2009 в сумме 5300 долларов США. Первая валютная операция осуществлена 02.09.2009.
Между Страхователем Lysk Reisebyreau (Нерезидент-Дания, заказчик) и Страховщиком Санкт-Петербургским филиалом ГСК "Югория" (Резидент, Исполнитель) 15.04.2009 заключен контракт (страховой полис) N 29-900010-00/09 по страхованию водного транспорта.
03.06.2009 паспорт сделки N 09060005/1971/0000/3/0 к контракту N 29-900010-00/09 от 15.04.2009 открыт в ОАО "Ханты-Мансийский банк". Согласно представленной ОАО "Ханты-Мансийский банк" ведомости банковского контроля по паспорту сделки N 09060005/1971/0000/3/0 на счет ОАО ГСК "Югория" по контракту от 15.04.2009 N 29-900010-00/09, зачислен платеж 27.05.2009 в сумме 3083,68 Евро.
Между Страхователем FIS Hanse Schiffahrt GmbH& Со (Нерезидент - Германия, Заказчик) и Страховщиком Санкт-Петербургским филиалом ГСК "Югория" 24.07.2009 заключен контракт (страховой полис) N 29-900031-00/09 по страхованию водного транспорта. 23.09.2009 паспорт сделки N 09090009/1971/0000/3/0 к контракту N 29-900031-00/09 от 24.07.2009 открыт в ОАО "Ханты-Мансийский банк".
Согласно представленной ОАО "Ханты-Мансийский банк" ведомости банковского контроля по указанному паспорту сделки на счет ОАО ГСК "Югория" по контракту N 29-900031-00/09, 18.09.2009 зачислен платеж в сумме 48 443,50 долларов США.
Установив, что ОАО "ГСК "Югория" паспорта сделки оформляло позже поступления валютной выручки на счёт в банке паспорта сделки, а также, что Общество несвоевременно представляло в банк паспорта сделки подтверждающие документы и справку о подтверждающих документах, Территориальное управление 06.04.2010 составило в отношении Общества протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов дел об административных правонарушениях NN 711-10/079, 711-10/08, 711-10/098, 711-10/103, 711-10/104, 711-10/106, 711-10/132 административным органом в отношении ОАО "ГСК "Югория" вынесены постановления от 15.04.2010 о назначении административного наказания, которыми Общество признано виновным в совершении административных правонарушений по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначен административный штраф в размере 40 000 рублей (по каждому событию правонарушения).
ОАО "ГСК "Югория", полагая, что указанные постановления нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из того, что факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела и фактически заявителем не оспаривается. Оценив характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения, признали невозможным применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учёта и отчётности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счёта и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учётных и отчётных документов или паспортов сделок установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учёт и составлять отчётность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Единые правила оформления паспортов сделок установлены Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок", в соответствии с пунктом 3.14 которой для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк паспорта сделки документы, указанные в пункте 3.5 настоящей Инструкции, в установленном банком паспорта сделки порядке и в согласованный с банком паспорта сделки срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).
Порядок и сроки представления резидентом и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и соответствующей информации, связанных с проведением валютных операций установлен Центральным Банком России в Положении от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами и уполномоченными банками, подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение от 01.06.2004 N 258-П).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения от 01.06.2004 N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, именуемые подтверждающими документами.
В силу пункта 2.2. Положения от 01.06.2004 N 258-П подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.
Обязанность резидента по представлению в уполномоченный банк документов, указанных в пункте 2.2 Положения, должна быть исполнена в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту бы осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункт 2.4 Положения от 01.06.2004 N 258-П).
Исследовав и оценив в соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что Общество паспорта сделок оформляло позже поступления валютной выручки на счета в банке паспорта сделки, а также несвоевременно представляло в банк паспорта сделки подтверждающие документы и справку о подтверждающих документах.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Факт совершения названных административных правонарушений Обществом не оспаривается.
Установив, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ненадлежащем отношении к исполнению предусмотренных законом обязанностей, в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, наличие в действиях Общества состава данного правонарушения, суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для применения к заявителю положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
При установленных по делу обстоятельствах, оценив в совокупности и взаимосвязи все представленные доказательства, суды правомерно признали оспариваемые постановления в части меры ответственности ОАО "ГСК "Югория" в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (по каждому постановлению), законными.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными, направленными на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств по спору.
Фактическим обстоятельствам дела дана соответствующая правовая оценка с учетом указанных норм действующего законодательства. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.05.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 01.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-4266/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2010 г. по делу N А75-4266/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании