Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 1 декабря 2010 г. по делу N А75-4980/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2010 г.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Строительная компания "РУСЬ" (далее - ООО СК "РУСЬ", Общество) о взыскании штрафных санкций в сумме 25 515 руб. за непредставление индивидуальных сведений на работников - застрахованных лиц, в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2008 год.
Решением от 22.06.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 28.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
Управление считает, что ответчик надлежащим образом был извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки по известному Управлению адресу. Управление к моменту вынесения акта от 24.12.2009 не располагало сведениями об изменении ответчиком юридического адреса, утверждает, что о его смене заявителю стало известно лишь 27.02.2010.
Отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что ООО СК "РУСЬ" в установленный законом срок не представило в Управление индивидуальные сведения на застрахованных лиц за 2008 год.
По факту нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании 24.12.2009 ведущим специалистом - экспертом Управления составлен акт N 233. Указанный акт, расчет финансовой санкции и уведомление о рассмотрении материалов проверки по факту нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании, назначенном на 09 час. 00 мин. на 29.01.2010 направлены Обществу заказной почтовой корреспонденцией по адресу регистрации юридического лица.
Рассмотрение акта проверки и документов по делу состоялось 29.01.2010, по результатам которого принято решение от 29.01.2010 N 233 о привлечении Общества как страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 25 515 руб.
На основании решения ООО СК "РУСЬ" выставлено требование от 29.01.2010 N 233 об уплате финансовой санкции с предложением добровольной уплаты до 15.02.2010.
Неисполнение ответчиком данного требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных по делу требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях ООО СК "РУСЬ" состава правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Вместе с тем, Управлением нарушены существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки, что является основанием для отказа в удовлетворении требований.
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к самостоятельно уплачивающим взносы работодателям и гражданам применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Специальными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен порядок привлечения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поэтому подлежат применению положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Из пункта 5 статьи 88 НК РФ следует, что если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Кодекса.
Акт налоговой проверки в течение пяти дней со дня его составления должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) (пункт 5 статьи 100 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (пункт 2 статьи 101 НК РФ).
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте, который направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая со дня его отправки (пункт 4 статьи 101.4 НК РФ).
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства (пункт 7 статьи 101.4 НК РФ), чем налогоплательщику предоставляются гарантии права на защиту и предоставления возражений в силу закона.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности (пункты 7, 8 статьи 101 Кодекса).
В силу пункта 14 статьи 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лицу, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщику представить объяснения.
Судами установлено, что документом, на основании которого была проведена камеральная проверка, является составленный по результатам документальной проверки акт от 24.12.2009 N 233, то есть, решение от 29.01.2010 N 233 вынесено на основании названного акта.
В акте от 24.12.2009 N 233 отражено существо правонарушения - непредставление страхователем сведений согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ в установленные законом сроки, а также ссылка на подтверждающие данный факт документы: карточку регистрации движения индивидуальных сведений, запись в журнале регистрации приема индивидуальных сведений от страхователей, протокол к Ведомости уплаты страховых взносов.
Суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях ООО СК "РУСЬ" факта наличия состава правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку доказан факт несвоевременного представления Обществом сведений о работающих застрахованных лицах.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что акт от 24.12.2009 N 233, уведомление и расчет финансовой санкции направлены Управлением ООО СК "РУСЬ" по адресу: г. Самара, ул. Братьев Коростелевых, д. 9, что подтверждается актом проверки от 24.12.2009 и реестром заказных писем (л.д.10-13).
К акту проверки приложено уведомление от 24.12.2009 о том, что рассмотрение материалов проверки по факту нарушения законодательства назначено на 29 января 2010 года на 09 час. 00 мин.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц N 19 от 10.08.2009 следует, что юридическим адресом ООО СК "РУСЬ" является Самарская область, г. Самара, ул. Братьев Коростелевых, д. 9.
Однако в материалы дела также представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.02.2010 N 17, из которой усматривается, что 15.12.2009 в реестр внесены сведения об ином адресе юридического лица: ХМАО-Югра, г. Мегион, ул. Кузьмина, д. 43.
Таким образом, в момент вынесения акта о привлечении страхователя к ответственности от 24.12.2009 и направления Обществу уведомления о времени и месте рассмотрения материалов проверки от 24.12.2009, ООО СК "РУСЬ" фактически находилось по новому юридическому адресу: ХМАО-Югра, г. Мегион, ул. Кузьмина, д. 43. Однако Управление направило обществу уведомление по старому адресу.
Довод жалобы о том, что Управлению не было известно о новом юридическом адресе Общества до 27.07.2010 судами обоснованно отклонен и ему дана правильная правовая оценка.
Судами отмечено, что в материалах дела имеется доказательство, из которого следует: решение от 29.01.2010 N 233 о привлечении страхователя к ответственности (л.д.14), которое с требованием от 29.01.2010 направлялось ООО СК "РУСЬ" 29.01.2010 уже по новому адресу: г. Мегион, ул. Кузьмина, 43, что подтверждается реестром отправки почтовой корреспонденции (л.д. 16).
Таким образом, Управление на момент рассмотрения материалов проверки располагало сведениями об изменении Обществом юридического адреса.
Доказательств, свидетельствующих об извещении Общества о рассмотрении материалов проверки на 29.01.2010 по адресу: ХМАО-Югра, г.Мегион, ул.Кузьмина,д.43, в деле отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суды, оценив все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришли к обоснованному выводу, что Управление не обеспечило возможности лицу, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя, а также возможности Обществу представить объяснения.
Данное обстоятельство является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки и основанием для отказа о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Арбитражные суды правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.
Приведенные заявителем в жалобе доводы были предметом рассмотрения судов, им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.
По изложенным мотивам отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 22.06.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 28.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-4980/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2010 г. по делу N А75-4980/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании