Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 декабря 2010 г. по делу N А27-26033/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Сибпромтех-Н" (далее - ООО "Сибпромтех-Н") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, правопредшественнику Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области г. Кемерово, (далее - управление кадастра) о признании незаконными действий заинтересованного лица по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 15 545 мI, с кадастровым номером 42:30:03:03:090:0271, расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. Хлебозаводская, 9, корпус 3, в размере 73 585 988 руб. 30 коп., выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверке отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 и во внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, а также об обязании управления кадастра исключить эти сведения.
Заявление в суд мотивировано несоответствием оспариваемых действий и кадастровой стоимости земельного участка нормам статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённому приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент).
Третьими лицами без самостоятельных требований к участию в деле привлечены коллегия администрации Кемеровской области, федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"), Б. Д.Н., М. Н.В., общество с ограниченной ответственностью "Сибинтерколор" (далее - ООО "Сибинтерколор").
Решением от 11.05.2010 Арбитражного суда Кемеровской области (судья П. С.Е.) в удовлетворении требований ООО "Сибпромтех-Н" отказано.
Постановлением от 17.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление кадастра просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заинтересованного лица, апелляционным судом не учтено, что управлением кадастра выполнены законные действия по внесению сведений об экономических характеристиках земельного участка, иных действий управление кадастра не совершало и не уполномочено было совершать.
Не согласен податель жалобы с выводом судов о том, что управление кадастра не проверяло отчёт.
Неправильным считает применение судами статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части устранения допущенных нарушений.
Отзыв на кассационную жалобу заявитель и третьи лица в установленном законом порядке не представили.
ФГУП "ФКЦ "Земля" поддерживает доводы кассационной жалобы управления кадастра.
ООО "Сибпромтех-Н", управление кадастра, коллегия администрации Кемеровской области, ФГУП "ФКЦ "Земля", Б. Д.Н., М. Н.В., ООО "Сибинтерколор" о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Сибпромтех-Н" владеет на праве общей долевой собственности земельным участком площадью 15 545 мI, с кадастровым номером 42:30:03:03:090;0271, находящимся по вышеуказанному адресу (свидетельства о государственной регистрации права от 14.03.2008 N 732125, от 17.03.2008 N 731991 и N 732443).
Данный земельный участок является ранее учтённым, имеет 9-й вид разрешённого использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Получив из письма управления по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Новокузнецка от 25.03.2009 N 1623-03 информацию о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:03:03:090;0271 определена в сумме 73 585 988 руб. на основании постановления коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов Кемеровской области", исходя из удельного показателя в размере 4 733 руб. 74 коп., заявитель обратился в общество с ограниченной ответственностью "ТПП-Эксперт Н" - дочернее предприятие Кузбасской торгово-промышленной палаты - для установления рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчёту от 15.10.2009 N 51/10-2 рыночная цена спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2009 составляет 4 955 342 руб.
Заявитель, считая, что вследствие неправомерных действий управления кадастра кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются права ООО "Сибпромтех-Н" как налогоплательщика, оспорил их в арбитражном суде.
Отказ в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции обосновал тем, что нарушение управлением кадастра законодательства, регламентирующего процедуру проведения работ по государственной оценке земельного участка и ненадлежащее исполнение им обязанности по проведению предварительной проверки отчёта об определении кадастровой стоимости земельного участка не подтверждено материалами дела.
При отмене решения суда и удовлетворении заявления ООО "Сибпромтех-Н" апелляционный суд исходил из недостоверности результатов государственной кадастровой оценки земельного участка и отсутствия должного контроля со стороны заинтересованного лица за выполнением работ по определению кадастровой оценки земельного участка.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции верными, сделанными при правильном применении норм материального права, и соответствующими обстоятельствам спора.
В силу части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
По смыслу пункта 5 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Порядок определения значения удельного показателя кадастровой стоимости предусмотрен разделом 2 Методических указаний по государственной оценке населённых пунктов, утверждённых приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), принятых во исполнение пункта 11 Правил N 316.
Согласно пунктам 2.2.1, 2.2.2, 2.2.5 Методических указаний расчёт кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешённого использования земель осуществляется на основе построения статистических моделей и строится с учётом факторов стоимости земельных участков, сведений об их значении, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости путём сбора достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.
Исследовав представленные по делу доказательства и оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что расчёт удельного показателя стоимости земельного участка произведён без учёта сведений о рыночной стоимости земельных участков в настоящем регионе. Управлением кадастра не представлено достаточных сведений об использованных данных, которые бы позволяли оценить их достоверность и объективность, а также сделать вывод о наличии оснований для расчёта удельного показателя кадастровой оценки в размере 4 733 руб. 74 коп за 1 мI, а следовательно, и государственной кадастровой стоимости спорного земельного участка в сумме 73 585 988 руб.
Кроме того, управление кадастра в нарушение пунктов 8.1, 9.2, 9.5, 9.8 Административного регламента не осуществило надлежащий контроль за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
При таких обстоятельствах суд правильно в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал незаконными действия управления кадастра по организации проведения государственной кадастровой оценки земельного участка с соответствующим удельным показателем, обязав исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ООО "Сибпромтех-Н" земельного участка.
Что касается довода о неверном указании в постановлении действий управления кадастра, направленных на устранение допущенных нарушений, то он отклоняется, так как суд руководствовался заявленными требованиями, среди которых отсутствовало требование о внесении в государственный кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, апелляционный суд правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального закона.
Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет. С учётом изложенного кассационная жалоба управления не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 17.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-26033/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 декабря 2010 г. по делу N А27-26033/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании