Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 декабря 2010 г. по делу N А46-815/2010
(извлечение)
Государственное Омское оптово-розничное производственное предприятие "Фармация" (далее - ГООРПП "Фармация") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к закрытому акционерному обществу фирма "Центр внедрения "ПРОТЕК" (далее - ЗАО фирма "ЦВ "ПРОТЕК") о взыскании 1 499 633 рублей 18 копеек задолженности.
Определением от 25.01.2010 Арбитражного суда Омской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Омской области (далее - ТФОМС Омской области).
Решением от 19.04.2010 (судья Ш. П.Т.) Арбитражного суда Омской области в удовлетворении иска отказано.
Постановлением от 14.07.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 19.04.2010 отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе ЗАО фирма "ЦВ "ПРОТЕК" просит постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение арбитражного суда.
Заявитель считает принятое апелляционным судом постановление незаконным и необоснованным.
По его мнению, выводы суда, изложенные в постановлении, не соответствуют обстоятельствам дела.
ЗАО фирма "ЦВ "ПРОТЕК" указывает, что ссылка суда на постановление от 12.10.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда и постановление от 23.12.2009 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А46-2586/2009 как на основание возникновения обязанности ответчика по оплате ненадлежащим образом оказанных услуг, необоснованна.
В отзыве на кассационную жалобу ГООРПП "Фармация" указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
В отзыве на кассационную жалобу ТФОМС Омской области поддержало доводы кассационной жалобы.
Представитель ГООРПП "Фармация" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Из материалов дела видно, что между ТФОМС Омской области и ЗАО фирма "ЦВ "ПРОТЕК" заключен государственный контракт от 20.12.2005 на осуществление поставки и отпуска лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (далее - государственный контракт), по условиям которого ответчик обязался осуществлять в 2006 году поставку, хранение и отпуск лекарственных средств, указанных в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.09.2005 N 601 "Об утверждении Перечня лекарственных средств", гражданам, имеющим право на обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, осуществлять отпуск лекарственных средств в аптеках, а также организовать в аптечных учреждениях отпуск лекарственных средств гражданам бесплатно при предъявлении рецепта врача (фельдшера), выписанного по установленной форме в лечебно-профилактическом учреждении.
Во исполнение условий государственного контракта в соответствии с приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 24.08.2005 "Об утверждении Регламента централизованной обработки данных и информационного взаимодействия участников дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Российской Федерации" участниками дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан при обязательном медицинском страховании на территории Омской области 10.01.2006 утвержден Регламент взаимодействия и информационного обмена, согласно которому список врачей (фельдшеров), имеющих право на выписку рецептов, перечень медицинских учреждений, по рецептам врачей (фельдшеров) которых отпускаются необходимые лекарственные средства гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи и перечень аптечных организаций, осуществляющих отпуск лекарственных средств отдельным категориям граждан, а также изменения в перечисленные выше Справочники формируются и передаются в медицинские учреждения Министерством здравоохранения Омской области.
В пункте 2.2.3 государственного контракта ТФОМС Омской области обязался передавать Справочники и классификаторы ЗАО фирма "ЦВ "ПРОТЕК".
В соответствии с Регламентом взаимодействия и информационного обмена участников дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан при обязательном медицинском страховании на территории Омской области взаимоотношения между фармацевтической организацией и аптечной организацией определяются договором оказания услуг по отпуску лекарственных средств, в связи с чем, между ГООРПП "Фармация" и ЗАО фирма ЦВ "ПРОТЕК" был заключен договор об оказании услуг от 20.12.2005 N 792-05 (далее - договор N 792-05), по условиям которого ГООРПП "Фармация" получала от ЗАО фирма "ЦВ "ПРОТЕК" и обеспечивала на складе сохранность лекарственных средств, доставляла их в аптечные организации, организовывала отпуск лекарственных средств гражданам бесплатно при предъявлении ими надлежащим образом оформленного рецепта.
В соответствии с пунктом 5.1 договора N 792-05 за надлежащее оказание определенных договором услуг ГООРПП "Фармация" причитается:
- вознаграждение, определенное из расчета 7% от цен на лекарственные средства, зарегистрированных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития без учета предельной торговой надбавки и НДС;
- возмещение стоимости отпущенных лекарственных средств, принадлежащих аптечным организациям, в отношении которых получена оплата от ТФОМС;
- возмещение фактических расходов по сопровождению переданного от ЗАО фирма "ЦВ "ПРОТЕК" и необходимого для выполнения настоящего договора программного обеспечения.
Согласно пункту 5.2 договора N 792-05 ЗАО фирма "ЦВ "ПРОТЕК" имеет право уменьшить причитающиеся ГООРПП "Фармация" платежи на стоимость лекарственных средств, отпущенных со следующими нарушениями:
- отпуска лекарственных средств лицам, не включенным в действующий Регистр льготников;
- отпуска лекарственных средств, не входящих в Перечень лекарственных средств;
- отпуска лекарственных средств по рецептам, оформленным с нарушением действующего порядка оформления рецептов и порядка отпуска лекарственных средств;
- отпуска лекарственных средств по рецептам с истекшим сроком действия или имеющим дату выписки, которая предшествует дате включения льготника в Регистр льготников;
- отпуска лекарственных средств по рецептам врачей ЛПУ, не поименованных в действующем справочнике;
- отпуска лекарственных средств по рецептам врачей, не поименованных в действующем справочнике;
- отпуска лекарственных средств по рецептам неустановленного образца, а также отпуска лекарственных средств без рецепта;
- наличие в реестре дублированной записи одного и того же рецепта отпущенных лекарственных средств.
Согласно пункту 5.4 договора N 792-05 оплата по пункту 5.1.1 договора, а также окончательная оплата по пункту 5.1.2 договора (с возможностью проведения корректировки по результатам экспертизы, проведенной ТФОМС) производится в течение 5 банковских дней со дня получения ЗАО фирма "ЦВ "ПРОТЕК" от ТФОМС пропорционально полученной оплаты отпущенных ГООРПП "Фармация" лекарственных средств за соответствующий отчетный период.
Во исполнение обязательств по договору N 792-05 ГООРПП "Фармация" заключило с государственным предприятием Омской области "Омское лекарство" (далее - ГП "Омское лекарство") договор об оказании услуг от 26.12.2005 N 801-05 (далее - договор N 801-05) для организации отпуска лекарственных средств гражданам бесплатно при предъявлении ими надлежащим образом оформленного рецепта.
По условиям пункта 5.1 договора N 801-5 за надлежащее оказание определенных договором услуг ГП "Омское лекарство" (правопредшественнику ОАО "Аптечная сеть "Омское лекарство") причитается вознаграждение, определенное из расчета 3,5% от цен на лекарственные средства, зарегистрированных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития без учета предельной торговой надбавки и НДС. Для осуществления расчета вознаграждения принимается только стоимость отпущенных лекарственных средств, включенных в реестры, предусмотренные подпунктами 2.1.6.1-2.1.6.4 за соответствующий отчетный период.
Оплата вознаграждения должна быть произведена ответчиком по результатам экспертизы, проведенной ТФОМС по Омской области, в течение 5-ти банковских дней со дня получения оплаты от ЗАО фирма "ЦВ "ПРОТЕК", пропорционально полученной оплаты отпущенных истцом лекарственных средств за соответствующий отчетный период (пункт 5.4 договора N 801-05).
Уведомлением от 03.09.2007 N 305 ЗАО фирма "ЦВ "ПРОТЕК" сообщило ГООРПП "Фармация" об уменьшении причитающихся платежей за оказанные услуги по договору на общую сумму 1 790 590 рублей 47 копеек в связи с нарушением ГООРПП "Фармация" пункта 5.2 договора N 792-05.
Причинами уменьшения причитающихся истцу платежей на сумму 1 499 633 рублей 18 копеек явились:
- пропуск или отсутствие кода лекарственных средств, на дату выписки рецепта;
- закончился срок действия льготы гражданина;
- рецепт выписан врачом (фельдшером), не имеющим право выписки льготных рецептов.
Полагая, что отпуск лекарственных средств гражданам производился с использованием специализированной программы СПО "Е-Фарма", предоставленной ответчиком, в связи с чем, при отпуске лекарственных средств на указанную сумму нарушений с его стороны не было, ГООРПП "Фармация" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд исходил из отсутствия у ответчика обязанности по возмещению истцу стоимости лекарственных средств, оплата которых ТФОМС Омской области не была произведена. Суд посчитал, что уменьшение ответчиком размера возмещения истцу стоимости лекарственных средств не является мерой ответственности, применяемой к истцу, а относится к условиями оплаты отпущенных лекарственных средств, в связи с чем, право уменьшения размера возмещения стоимости льготных лекарственных средств, отпускаемых отдельным категориям граждан, может быть реализовано ответчиком даже при отсутствии ненадлежащего исполнения истцом обязанностей по договору.
Апелляционный суд, отменяя решение и принимая новый судебный акт об удовлетворении иска, исходил из обоснованности заявленных истцом требований. Посчитал, что в пункте 5.9 договора N 792-05 стороны согласовали возможность уменьшения суммы причитающегося ГООРПП "Фармация" вознаграждения в связи с отказом ТФОМС возместить стоимость лекарственных средств из-за нарушений, допущенных ГООРПП "Фармация", в том числе указанных в пункте 5.2 договора N 792-05, в качестве механизма возмещения убытков, возникших у ЗАО фирма "ЦВ "ПРОТЕК", вследствие ненадлежащего исполнения истцом принятых им на себя обязательств, а не в качестве порядка оплаты. Факт причинения ответчику убытков вследствие виновных действий истца, а также причинно-следственная связь между действиями истца и наступившим вредом, что могло бы выступить основанием для применения к ГООРПП "Фармация" механизма возмещения убытков, предусмотренного пунктом 5.9 договора, ответчиком не доказаны.
Суд кассационной инстанции считает выводы апелляционного суда правомерными исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, условия договора N 792-05, исходя из того, что ЗАО фирма ЦВ "ПРОТЕК", удерживая оплату услуг истца не привело конкретных доводов и доказательств относительно того, какие именно обязательства по договору N 792-05 исполнены ГООРПП "Фармация" ненадлежащим образом, учитывая, что ответчик не представил доказательств своевременного внесения в программу, при исключительном применении которой истец оказывал услуги по договору N 792-05, изменений, касающихся порядка оформления рецептов, лиц, имеющих право на льготу и медицинских работников, уполномоченных выписывать льготные рецепты, апелляционный суд правильно удовлетворил исковые требования.
Кроме того, обоснованными являются выводы апелляционного суда о возникшем праве истца требовать от ответчика денежные средства в заявленном размере, которые представляют собой денежные средства, взысканные с истца в пользу открытого акционерного общества "Аптечная сеть "Омское лекарство" по договору N 801-05 постановлением от 12.10.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-2586/2009.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что при принятии постановления апелляционным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 14.07.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-815/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества фирма "Центр внедрения "ПРОТЕК" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 декабря 2010 г. по делу N А46-815/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании