Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 декабря 2010 г. по делу N А46-2871/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2010 г.
Индивидуальный предприниматель К.Н.В. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 28.12.2009 N 14-21/12830130.
Решением от 26.04.2010 (судья И.М. С.) Арбитражного суда Омской области требования предпринимателя удовлетворены.
Постановлением от 06.07.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда отменено решение арбитражного суда первой инстанции, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе предприниматель К. Н.В. просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции. Предприниматель считает, что налоговой инспекцией неправомерно была доначислена сумма земельного налога за 2008 год, исчисленная на основании постановления Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007. Кадастровая стоимость земельного участка в размере 935 795 руб. утверждена постановлением Правительства Омской области N 193-п "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36". В связи с чем налоговая база по земельному налогу за 2008 год не может быть исчислена, исходя из утвержденной в текущем налоговом периоде кадастровой стоимости земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал свои доводы.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены постановления апелляционной инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, предпринимателю К. Н.В. на праве собственности принадлежат земельный участок площадью 3390 кв.м с кадастровым номером 55:36:12 01 01:3010, земельный участок площадью 8366 кв.м с кадастровым номером 55:36:12 01 01:3011, 939/1238 долей в праве общей собственности на земельный участок площадью 1238 кв.м с кадастровым номером 55:36:12 01 01:3014, что подтверждается свидетельствами серии 55 АВ N 137123, N 137124, N 137125, выданными 18.07.2005 Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области.
Предпринимателем на момент подачи уточненной налоговой декларации по земельному налогу уплачены авансовые платежи за 1, 2, 3 кварталы 2008 года в сумме 701 846 руб. и имелась переплата по налогу в сумме 233 949 руб., что освободило его от ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации предпринимателя К. Н.В. по земельному налогу за 2008 год, налоговой инспекцией составлен акт от 17.11.2009 N 14-21/12605741 и вынесено решение от 28.12.2009 N 14-21/12830130. Согласно указанному решению, предпринимателю доначислен земельный налог за 2008 год в сумме 233 949 руб.
Решение налоговой инспекции мотивировано неправомерным определением предпринимателем налоговой базы по земельном у налогу в размере 0 рублей. Размер земельного налога доначислен налоговым органом исходя из кадастровой стоимости земельных участков, определенной на основании постановления Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 01.02.2010 N 16-18/001463г решение налоговой инспекции от 28.12.2009 N 14-21/12830130 оставлено без изменения.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требование предпринимателя, исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков была утверждена только 26.11.2008 постановлением Правительства Омской области N 193-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области" от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", то есть в текущем налоговом периоде - 2008 году, вследствие чего ее принятие заинтересованным лицом для определения облагаемой земельным налогом базы противоречит пункту 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая предпринимателю в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о том, что налоговой инспекцией правомерно определена налоговая база по земельному налогу исходя из кадастровой стоимости земельных участков, содержащейся в государственном земельном кадастре по состоянию на 01.01.2008.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности использования земли и предусмотрено установление порядка исчисления, а также уплаты земельного налога согласно законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2008 года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для определения кадастровой стоимости земельных участков, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Согласно пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 2, 4, 17 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, которым утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска, принятым во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" указал, что Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п в силу пункта 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации относится к актам, содержащим нормы земельного права и устанавливающим кадастровую стоимость земельных участков, в то время как налог, порядок его исчисления, сроки уплаты и другие его обязательные элементы налогообложения в нем не установлены. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклонил доводы предпринимателя о позднем опубликовании указанного правового акта.
Установив, что постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что результаты кадастровой оценки земель определяют кадастровую стоимость каждого отдельно взятого участка в зависимости от его расположения (квартала) и вида разрешенного пользования. Предприниматель имел реальную возможность рассчитать свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, в связи с чем суд апелляционной инстанции признал расчет земельного налога за 2008 год, произведенный предпринимателем в размере 0 рублей неверным. Кроме того, суд апелляционной инстанции отклонил ссылку предпринимателя на внесение в ноябре 2008 года изменений в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, указав, что данный факт не означает, что кадастровая стоимость земель не была утверждена на 01.01.2008.
Решением от 20.08.2009 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-12563/2009 отказано в удовлетворении требований предпринимателя о признании незаконными бездействия Управления Роснедвижимости по Омской области, выразившегося в неисполнении постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п в части невнесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной указанным постановлением, в размере 6 091 913, 26 руб. с отображением основания и даты внесения сведений.
Доначисленный предпринимателю по оспариваемому решению налоговой инспекции земельный налог не превышает его размер, подлежащий определению исходя из постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п.
Доводы кассационной жалобы об отверждении кадастровой стоимости земельных участков в текущем налоговом периоде - 2008 году, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку кадастровая стоимость определена на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п в период до 01.01.2008.
Судом апелляционной инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущены нарушения процессуального закона, которые могли бы повлечь принятие неправильных судебных актов. Оспариваемый судебный акт принят в соответствии с практикой рассмотрения дел данной категории, отраженной в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.10.2010 N ВАС-10610/10, от 7 сентября 2009 г. N ВАС-11599/09, от 7 августа 2009 г. N ВАС-10059/09, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10 по делу N А46-9432/2009.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления арбитражного апелляционного суда и для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на предпринимателя, оплачены при подаче жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
постановление от 06.07.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-2871/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 декабря 2010 г. по делу N А46-2871/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании