Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 декабря 2010 г. по делу N А46-25263/2009
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Завод розлива минеральной воды "Омский" (далее - ЗАО "Завод розлива минеральной воды "Омский", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными с момента совершения действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области) по внесению 27.12.2007 в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:0012, расположенного по адресу: город Омска, улица Панфилова, дом 7 (далее - земельный участок).
В качестве последствий устранения нарушения Общество просило обязать Управление Роснедвижимости по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости (государственного земельного кадастра) кадастровую стоимость земельного участка.
Определением от 22.01.2010 Арбитражный суд Омской области привлёк к участию в деле администрацию города Омска.
Решением от 25.03.2010 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении заявления.
Постановление от 21.07.2010 Восьмой арбитражный апелляционный суд оставил решение арбитражного суда без изменения.
В кассационной жалобе, доводы которой поддержаны представителем в судебном заседании, ЗАО "Завод розлива минеральной воды "Омский" просит решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объёме.
Заявитель полагает, что суды сделали ошибочный вывод о пропуске срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку только 24.09.2009 Общество узнало о нарушении права обладать достоверной информацией о кадастровой стоимости земельного участка из письма Управления Роснедвижимости по Омской области от 18.09.2009 N 06-05/1705, в котором указан такой фактор кадастровой стоимости земельного участка как газоснабжение. Суды также сделали неправильные выводы об отсутствии нарушений в действиях заинтересованного лица при внесении сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
По мнению Общества, кадастровая стоимость земельного участка должна быть утверждена органом исполнительной власти Омской области и только после этого сведения о кадастровой стоимости земельных участков могут быть внесены в ГКН Управлением Роснедвижимости по Омской области.
В отзыве Правительство Омской области возражает против доводов кассационной жалобы, просит оставить без изменения решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно нормам статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такого рода мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов (действовавшие в период проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска), приказом от 28.06.2007 N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Распоряжением правительства Омской области от 08.11.2007 N 208-рп "Об организации работ по актуализации государственной кадастровой оценки земельных участков отдельных категорий земель в Омской области" определено проведение на территории Омской области работ по государственной кадастровой оценке в 2007 году земельных участков в составе земель населённых пунктов, расположенных на территории города Омска (кадастровый район 55:36).
Во исполнение приказа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) от 06.02.2007 N П/0017 заключён контракт N 18/07 на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населённых пунктов в границах муниципального образования город Омск с Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП ФКЦ "Земля").
ФГУП ФКЦ "Земля" представлен отчёт от 27.11.2007 N 05-09/02 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов муниципального образования города Омска по состоянию на 01.01.2007, который являлся предметом проверки Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и получил положительное заключение, свидетельствующее о том, что он соответствует Методическим указаниям, утверждённым приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, какие-либо нарушения Методических указаний отсутствуют.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в порядке, предусмотренном положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции установил следующее.
ЗАО "Завод розлива минеральной воды "Омский" зарегистрировано 07.05.1993 в качестве юридического лица администрацией Октябрьского административного округа города Омска, о чем 05.09.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1025501245967.
ЗАО "Завод розлива минеральной воды "Омский" владеет на праве собственности земельным участком площадью 9 003 кв. м с кадастровым номером 55:36:09 02 05:0012, предоставленным для эксплуатации расположенных на этом участке зданий завода, расположенным на землях поселений по адресу: город Омск, улица Панфилова, дом 7 (свидетельство о государственной регистрации права от 03.04.2003 серии 55 АА N 510154).
Из кадастровой выписки о земельном участке от 08.02.2006 N 36/06-1903 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:0012 составляет 18 173 006 рублей.
30.11.2008 в издании "Омский вестник" опубликовано постановление Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", которым была утверждена кадастровая стоимость земельного участка заявителя в размере 45 836 973 рублей 90 копеек.
В ответ на обращение заявителя Управление Роснедвижимости по Омской области письмом от 18.09.2009 N 06-05/1705 сообщило, что сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка внесены в ГКН в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по городу Омску в границах кадастрового района 55:36, утверждёнными постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска" (в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п).
Считая действия Управления Роснедвижимости по Омской области, выразившиеся во внесении 27.12.2007 в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка незаконными и нарушающими его права и законные интересы (посредством возникновения обязанности по уплате земельного налога, налоговая база которого в порядке статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации определяется равной кадастровой стоимости земельного участка), 15.12.2009 ЗАО "Завод розлива минеральной воды "Омский" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая требования ЗАО "Завод розлива минеральной воды "Омский", арбитражный суд установил, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель в Омской области проведено в рамках действующих административных процедур, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Арбитражный суд первой и апелляционной инстанций проверили и признали несостоятельными доводы заявителя о нарушении норм федерального законодательства действиями Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в ГКН кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:0012, а также обоснованно указали на пропуск заявителем процессуального срока для обжалования действий, произведённых заинтересованным лицом 27.12.2007.
При таких обстоятельствах судом постановлено правомерное решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов, арбитражные суды не допустили.
Доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку обстоятельств, установленных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, находятся за пределами рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, определёнными статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку оснований, предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.03.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 21.07.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-25263/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 декабря 2010 г. по делу N А46-25263/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании