Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 декабря 2010 г. по делу N А46-7565/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2010 г.
Индивидуальный предприниматель Н.М.И. (далее - предприниматель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 13.04.2010 года N 2062 в части доначисления авансовых платежей по земельному налогу за 3 квартал 2009 года в сумме 146 299 руб., и соответствующих ему пеней в сумме 8 877,42 руб.
Решением от 24.06.2010 Арбитражного суда Омской области требования предпринимателя оставлены без удовлетворения.
Постановление от 14.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Н.М.И. просит отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Предприниматель считает, что у налоговой инспекции отсутствовали основания для доначисления авансовых платежей по земельному налогу за 3 квартал 2009 года исходя из кадастровой стоимости земельных участков, поскольку сведения о данной кадастровой стоимости земельных участков предпринимателя по состоянию на 01.01.2009 находились в государственном кадастре недвижимости незаконно, что подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 110.04.2009 по делу N А46-2734/2009.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что предпринимателю Н.М.И. на праве собственности принадлежит: 7375/14750 доли земельного участка площадью 14 750 кв.м. с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0067, что подтверждается свидетельством серии 55 АВ N 725355, выданным 18.08.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области; земельный участок площадью 5 146 кв.м. с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0068, что подтверждается свидетельством серии 55 АВ N 343665, выданным 06.10.2006 Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области; 1500/8000 доли земельного участка площадью 8 000 кв.м. с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0069, что подтверждается свидетельством серии 55 АВ N 343666, выданным 06.10.2006 Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области.
Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основе представленного предпринимателем уточненного налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2009 года. По окончанию проверки налоговой инспекцией составлен акт от 09.03.2010 N 8396 и вынесено решение от 13.04.2010 N 2062. Согласно указанному решению, предпринимателю на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) отказано в привлечении к ответственности, доначислен авансовый платеж по земельному налогу за 3 квартал 2009 года в сумме 146 299 руб., соответствующие ему пени в сумме 8 877,42 руб. и налоговые санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 21.05.2010 года N 16-18/01000ЗГ решение налоговой инспекции от 13.04.2010 года N 2062 оставлено без изменения.
Решение налоговой инспекции мотивировано неверным определением предпринимателем кадастровой стоимости земельного участка исходя из кадастровой оценки, утвержденной указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110, без учета постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П.
На основании статей 388, 389, 390, 393 НК РФ, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П, арбитражный суд пришел к выводу о правомерном доначислении налоговой инспекцией земельного налога за 3 квартал 2009 года.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 390, пунктам 1, 3 статьи 391 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для определения кадастровой стоимости земельных участков, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Таким образом, подлежащий уплате налог подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Арбитражными судами установлено, что налоговой инспекцией определен размер земельного налога за 3 квартал 2009 года в соответствии с кадастровой стоимостью земельных участков, утвержденной постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 года N 193-П.
Решением суда первой инстанции по делу N А46-2734/2009 проверялась законность действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению 28.12.2007 в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в размере 2 030 687,90 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 946,15 руб. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0068 площадью 5 146 кв.м., кадастровой стоимости в размере 58 091 105 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 938,38 руб. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0067 площадью 14 750 кв.м., кадастровой стоимости в размере 31 609 760 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 951,22 руб. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0069 площадью 8 000 кв.м. В ходе рассмотрения дела N А46-2734/2009 суды пришли к выводу о незаконности совершенных действий, так как в нарушение порядка, установленного законодательством, действия по внесению в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков были совершены без утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков субъектом Российской Федерации, поскольку постановлением Правительства Омской области N 174-П не утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:04 01 09:0067, 55:36:04 01 09:0068, 55:36:04 01 09:0069, а утверждены усредненные удельные показатели кадастровой стоимости кварталов.
Указанные нарушения были устранены постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 года N 193-П, которым были внесены изменения в постановление Правительства Омской области от 29.12.2007 года N 174-П в части утверждения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году.
Арбитражными судами правильно установлено, что решением суда по делу N А46-2734/2009 действия Управления Роснедвижимости признаны незаконными в связи с нарушением порядка внесения сведений в ГКН, но не в связи с незаконностью самой кадастровой стоимости земельных участков предпринимателя.
Таким образом, использование для определения налоговой базы с 01.01.2009 сведений о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Правительства Омской области N 193-П, является правомерным. Решение налоговой инспекции, в соответствии с которым доначислена сумма авансового платежа, является законным.
Довод предпринимателя о том, что за период с 28.12.2007 по 04.08.2009 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0067 в размере 20 306 887,90 руб., с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0068 в размере 58 091 105 руб., с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0069 в размере 31 609 760 руб. в государственном кадастре отсутствовала и возможность использования кадастровой стоимости в указанных выше размерах возможно только с 04.08.2009, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен, поскольку, как правильно указал суд, внесение решением территориального отдела N 1 Управления Роснедвижимости от 04.08.2009 N 36/09-13170 в ГКН сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка согласно постановлению Правительства N 193-П, свидетельствует лишь о приведении имеющихся в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельных участков предпринимателя в соответствие с действующим законодательством, но не о том, что до 04.08.2009 эта кадастровая стоимость на основании постановления N 193-П в ГКН отсутствовала.
Арбитражные суды пришли к выводу, что кадастровая стоимость принадлежащего предпринимателю земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:04 01 09:0067, 55:36:04 01 09:0068, 55:36:04 01 09:0069 были утверждены в спорный период в рамках действующего законодательства.
Арбитражными судами исследованы представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на предпринимателя, оплачены при подаче жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 24.06.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 14.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-7565/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2010 г. по делу N А46-7565/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании