город Омск |
|
14 сентября 2010 г. |
Дело N А46-7565/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-6535/2010)
индивидуального предпринимателя Ниязовой Марии Ивановны (далее - предприниматель; заявитель)
на решение Арбитражного суда Омской области от 24.06.2010
по делу N А46-7565/2010 (судья Солодкевич И.М.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Ниязовой М.И.
к инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС России по ОАО г. Омска; Инспекция; заинтересованное лицо),
о признании частично недействительным решения от 13.04.2010 N 2062,
при участии в судебном заседании:
от предпринимателя ? Чобонян Л.Г. по доверенности от 01.06.2010, сохраняющей силу в течение трех лет (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от Инспекции - Дараевой О.В. по доверенности от 09.12.2009 N 03/3263 (удостоверение УР N 339071),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ниязова М.И. обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к ИФНС России по ОАО г. Омска о признании недействительным решения от 13.04.2010 N 2062 в части доначисления и предложения уплатить 146 299 руб. авансового платежа по земельному налогу за 3 квартал 2009 года и пеней за его несвоевременную уплату в сумме 8 877руб. 42 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.06.2010 в удовлетворении заявленного предпринимателем требования отказано.
В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель Ниязова М.И. просит решение Арбитражного суда Омской области от 24.06.2010 по делу N А46-7565/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленного требования.
Податель жалобы указывает на то, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права.
ИФНС России по ОАО г. Омска в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали свои доводы по мотивам, изложенным выше.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв, заслушав участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Индивидуальному предпринимателю Ниязовой М.И. на праве собственности принадлежит:
- 7375/14750 доли земельного участка площадью 14750 кв.м. с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0067, что подтверждается свидетельством серии 55 АВ N 725355, выданным 18.08.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области (л.д. 39);
- земельный участок площадью 5146 кв.м. с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0068, что подтверждается свидетельством серии 55 АВ N 343665, выданным 06.10.2006 Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области (л.д. 40);
- 1500/8000 доли земельного участка площадью 8000 кв.м. с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0069, что подтверждается свидетельством серии 55 АВ N 343666, выданным 06.10.2006 Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области (л.д. 41).
Налогоплательщиком в Инспекцию 24.11.2009 представлен уточненный налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2009 года (л.д. 49-53).
Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка на основе указанного расчета, в ходе которой Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области) Инспекции представлено письмо от 11.12.2009 N 07-06/7201 (л.д. 72-73).
В названном письме содержатся сведения о кадастровой стоимости принадлежащих заявителю земельных участков (55:36:04 01 09:0067 - 20306887 руб. 90 коп., 55:36:04 01 09:0068 - 58091105 руб., 55:36:04 01 09:0069 - 31609760 руб.), а также то, что из государственного кадастра недвижимости на основании решения Арбитражного суда Омской области от 10.04.2009 по делу N А46-2734/2009 04.08.2009 сведения о кадастровой стоимости названных земельных участков, внесенные на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п) исключены и включены этой же датой аналогичные сведения на основании постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - постановление Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п).
По окончанию проверки составлен акт от 09.03.2010 N 8396 (л.д. 79-81).
Рассмотрев материалы проверки ИФНС России по ОАО г. Омска было вынесено решение N 2062 (л.д. 12-17), которым налоговый орган на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации отказал в привлечении индивидуального предпринимателя Ниязовой М.И. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислил авансовый платеж по земельному налогу за 3 квартал 2009 год в сумме 146 299 руб. и пени за его несвоевременную уплату в сумме 8 877 руб. 42 коп., предложил уплатить указанные суммы авансового платежа и пеней.
Основанием для принятия решения послужили следующие обстоятельства.
В уточненном расчете по авансовым платежам по земельному налогу заявитель исчисл к уплате авансовый платеж, исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков в размере, утвержденном Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", что, по мнению Инспекции, не соответствует данным о кадастровой стоимости земельного участка, указанным в постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п и находящимся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п кадастровая стоимость земельных участков налогоплательщика составляет величину, указанную в письме Управления Роснедвижимости по Омской области от 11.12.2009 N 07-06/7201.
Исполнение Управлением Роснедвижимости по Омской области решения Арбитражного суда Омской области от 10.04.2009 по делу N А46-2734/2009 путем исключения и включения вновь сведений о кадастровой стоимости земельного участка заявителя, не повлияло на налоговую базу по земельному налогу, поскольку на 01.01.2009 в государственном земельном кадастре содержались сведения о данных земельных участках, необходимые для исчисления земельного налога, внесенные на основании постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193, опубликованного в газете "Омский вестник" от 30.11.2008 N 141.
Не согласившись с решением Инспекции, предприниматель обратилась в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области с апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой 21.05.2010 принято решение N 16-18/01000ЗГ (л.д. 18-22), об оставлении решения ИФНС России по ОАО г. Омска без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Полагая, что вышеупомянутое решение ИФНС России по ОАО г. Омска является незаконным и нарушает охраняемые законом права и интересы индивидуального предпринимателя Ниязовой М.И., последняя обратилась в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу абзаца 1 пункта 1 и абзаца 1 пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с указанной статьей решением Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска" на территории города Омска был установлен земельный налог.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, в соответствии с ними государственную кадастровую оценку земель проводит Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, его территориальные органы, а также находящиеся в их ведении предприятия и организации.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Результаты работы по определению кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 утверждены постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Данным постановлением утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по 15 группам видов разрешенного использования в разрезе кадастровых кварталов города Омска для расчета кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков города Омска в границе кадастрового района 55:36.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.04.2009 по делу N А46-2734/2009 удовлетворены требования предпринимателя Ниязовой М.И. о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенных 28.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 2 030 6887 руб. 90 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 946 руб. 15 коп. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0068 площадью 5 146 кв.м., кадастровой стоимости в размере 58 091 105 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 938 руб. 38 коп. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0067 площадью 14 750 кв.м., кадастровой стоимости в размере 31 609 760 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 951 руб. 22 коп. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0069 площадью 8000 кв.м. На Управление Роснедвижимости возложена обязанность исключить указанные экономические характеристики (кадастровую стоимость и удельные показатель кадастровой стоимости) из государственного кадастра недвижимости.
В ходе рассмотрения арбитражного дела N А46-2734/2009 установлено, что действия по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков совершены без утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков субъектом Российской Федерации - постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не утверждены результаты оценки кадастровой стоимости данных земельных участков, а утверждены лишь усредненные удельные показатели кадастровой стоимости кварталов, и тем самым нарушен порядок, установленный действующим законодательством. В силу чего, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению данных сведений признаны незаконными.
Постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п внесены изменения, а именно: результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 дополнены таблицей "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году", содержащий сведения о кадастровой стоимости каждого земельного участка, в том числе принадлежащего заявителю. Данный нормативный акт был опубликован в установленном порядке.
Следовательно, как верно пришел к выводу суд первой инстанции, применение для определения налоговой базы по земельному налогу с 01.01.2009 сведений о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П, является обоснованным.
Таким образом, учитывая, что налоговым органом при доначислении предпринимателю оспариваемым решением авансового платежа по земельному налогу за 3 квартал 2009 года применена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0067 в размере 20 306 887 руб. 90 коп., с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0068 в размере 58 091 105 руб., с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0069 в размере 31 609 760 руб., соответствующие утвержденным постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя.
Ссылка подателя жалобы на то, что сведения о кадастровой стоимости, в соответствии с которыми Инспекцией исчислен авансовый платеж по земельному налогу, в государственном кадастре недвижимости находились незаконно до момента исполнения решения по делу N А46-2734/2009 расценивается судом апелляционной инстанции как несостоятельная, в силу следующего.
При рассмотрении дела N А46-2734/2009 судом оценивались действия по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участках без утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка субъектом Российской Федерации и были признаны незаконными на момент их совершения - 28.12.2007.
Налоговым органом исчислен земельный налог исходя из кадастровой стоимости на спорные земельные участки по состоянию на 01.01.2009, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
На основании вышеназванного решения Арбитражного суда Омской области из государственного кадастра недвижимости 04.08.2009 исключены сведения о кадастровой стоимости земельных участков. Этой же датой в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0067 в размере 20 306 887 руб. 90 коп., с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0068 в размере 58 091 105 руб., с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0069 в размере 31 609 760 руб. согласно постановлению Правительства Омской области от 26.11.2008 N 93-П соответствующим исключенным.
Следовательно, сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков на 01.01.2009 имелись в указанном выше размере. Данные сведения исключены только 04.08.2009 года и тогда же внесены в том же размере, но с другим обоснованием. Законность нахождения этих сведений в государственном кадастре недвижимости на 01.01.2009 не оспорена в установленном порядке.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленного предпринимателем требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 информационного письма от 11.05.2010 N 139, предпринимателем при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 100 руб., а фактически им была уплачена в сумме 2000 руб., то 1900 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 24.06.2010 по делу N А46-7565/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Ниязовой Марии Ивановне из федерального бюджета 1900 руб. излишне уплаченной по платежному поручению N 154 от 21.07.2010 на сумму 2000 руб. при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7565/2010
Истец: Индивидуальный предприниматель Ниязова Мария Ивановна
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска