Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 декабря 2010 г. по делу N А46-18034/2009
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Омсклифтсервис" (далее - ООО "Омсклифтсервис", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области) по внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:0064, а также возложении на Управления Роснедвижимости по Омской области обязанности исключить из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Решением от 25.01.2010 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении заявления.
Постановлением от 03.09.2010 Восьмой арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе, доводы которой поддержаны представителем в судебном заседании, ООО "Омсклифтсервис" просит решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Податель жалобы полагает, что выводы арбитражных судов об отсутствии нарушения прав заявителя не соответствуют выводам Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 21.09.2010 N 7309/2010.
По мнению Общества, кадастровая стоимость земельного участка составляет базу для исчисления подлежащей уплате суммы земельного налога или суммы арендной платы, в связи с чем внесение кадастровой стоимости земельного участка, не утверждённой в установленном порядке, напрямую нарушает права арендатора уплачивать арендную плату в законном размере.
Отзыв на кассационную жалобу суду не представлен.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно нормам статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
До 30.11.2008 арендная плата по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, рассчитывалась в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 14.06.2006 N 71-п "Об определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенные в городе Омске" исходя из базовых ставок арендной платы за земельные участки по оценочным зонам.
Постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п утверждено Положение об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске (опубликовано в изданиях "Омская правда" от 13.11.2008 N 148-149, "Сборник правовых актов органов исполнительной власти Омской области" от 16.12.2008 N 6 (30), ст. 29), которым предусмотрен порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске.
Пунктом 3 указанного Положения установлено, что размер годовой арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства, а также земельных участков, право аренды которых приобретается (приобретено) в связи с расположением на них зданий, строений, сооружений, определяется путём умножения кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, за который производится расчёт арендной платы, на ставку арендной платы в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка.
Как установили арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, между ООО "Омсклифтсервис" и Департаментом недвижимости администрации города Омска заключён договор N Д-Кр-14-5126 аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:0064 общей площадью 1847 кв. м, расположенным по адресу: город Омск, улица Седова, 59 (Кировский округ), который 10.03.2005 зарегистрирован Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области.
В мае 2009 года Главное управление земельных ресурсов Омской области, являющееся в настоящее время арендодателем указанного земельного участка, направило Обществу дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка N Д-Кр-14-5126, по которому арендная плата увеличивается более чем в три раза, а расчёт её осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске" исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2008, которая составляет 26 029 050,67 руб.
Письмом от 09.06.2009 Управление Роснедвижимости по Омской области уведомило заявителя, что согласно результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:0064 составляет 26 029 050,67 руб.
Считая, что заинтересованным лицом были внесены в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка без утверждения кадастровой стоимости органом исполнительной власти Омской области, а также в нарушение требований постановления Правительства РФ от 25.08.1999 N 945, статьи 7 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства от 08.04.2000 N 316, и Методики проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённой приказом Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации от 17.10.2002 N П/337 без достаточной и достоверной информации, позволяющей определить кадастровую стоимость данного земельного участка, чем нарушены права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в порядке, предусмотренном положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд указал, что до 30.11.2008 действовала методика расчёта арендной платы, размер которой не зависел от величины кадастровой стоимости земельного участка, а после указанной даты кадастровая стоимость арендованного земельного участка уже была утверждена постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:0064 не нарушают права и охраняемые законом интересы ООО "Омсклифтсервис".
Арбитражный суд правомерно в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении настоящего заявления.
Отказ в удовлетворении заявления Общества также соответствует разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" о том, что для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительным необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов юридического или физического лица.
Апелляционный суд правильно согласился с законным и обоснованным решением суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения и постановления, арбитражные суды не допустили.
Доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, и находятся за пределами рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, определёнными статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку оснований, предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.01.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 03.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-18034/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 декабря 2010 г. по делу N А46-18034/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании