Резолютивная часть постановления объявлена 9 декабря 2010 г.
Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - заявитель, Нижнеобское территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области (далее - служба финансово-бюджетного надзора) о признании незаконным и отмене постановления от 04.05.2010 N 67-10/50 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 08.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 16.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявление Нижнеобского территориального управления удовлетворено.
В кассационной жалобе служба финансово-бюджетного надзора, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Нижнеобского территориального управления.
По мнению подателя кассационной жалобы, в действиях Нижнеобского территориального управления содержится состав вменяемого правонарушения, поскольку расходы, связанные с выплатами независимым экспертам, оказывающим услуги в качестве членов конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы по договору гражданско-правового характера, следовало отнести по целевой статье 0010800 "Выплаты независимым экспертам".
В отзыве на кассационную жалобу Нижнеобское территориальное управление просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения службой финансово-бюджетного надзора ревизии финансово-хозяйственной деятельности Нижеобского территориального управления за период 2008-2009 годы установлено нецелевое использование средств федерального бюджета.
Результаты ревизии зафиксированы в акте от 09.04.2010 и протоколе об административном правонарушении от 28.04.2018 N 67-10/50.
На основании материалов дела об административном правонарушении службой финансово-бюджетного надзора принято постановление о назначении административного наказания от 04.05.2010 N 67-10/50, которым Нижнеобское территориальное управление привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Территориального управления, Нижнеобское территориальное управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ установлена ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 289 данного Кодекса использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
В целях установления порядка применения классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) на основании пункта 4 статьи 23.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 N 145н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (далее - Указания N 145н).
При рассмотрении спора судами установлено, что согласно смете расходов средств федерального бюджета на 2009 год с учетом вносимых изменений и дополнений в течение года, заявителю доведены лимиты бюджетных обязательств по подстатье КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" (раздел и подраздел 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевая статья расходов 0011500 "Территориальные органы", вид расходов 012 "Выполнение функций государственными органами") в сумме 3 088 700 руб.
По подстатье КОСГУ 226, раздел и подраздел 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевая статья расходов 0010800 "Выплаты независимым экспертам", вид расходов 012 "Выполнение функций государственными органами", лимиты бюджетных обязательств не доводились.
Нижеобским территориальным управлением была произведена оплата независимым экспертам за оказанные услуги по подстатье КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги", разделу и подразделу 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевой статье расходов 0011500 "Территориальные органы", виду расходов 012 "Выполнение функций государственными органами".
Договор с независимыми экспертами был заключен в связи с тем, что пунктом 17 Указа Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" установлено, что в состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и уполномоченные им гражданские служащие, представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из того, что согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации, содержащимся в письме от 18.12.2009 N 02-07-10/5856, в целях эффективного планирования и исполнения бюджета вопросы отражения по кодам КОСГУ кассовых операций, осуществляемых в секторе государственного управления, по экономическому содержанию операций, приведенных в Указаниях N 145н, могут быть урегулированы бюджетной сметой, государственным заданием на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам, методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.
Суды также учитывали, что указанным письмом определено, что органы Росфиннадзора не вправе квалифицировать осуществление кассовых расходов как нецелевое использование бюджетных средств в случае, если вышеуказанные кассовые расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, бюджетной сметой и госзаданием, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.
Разъяснения, данные Минфином в названном письме, не противоречат правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 14.1 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суды, учитывая, что согласно бюджетной смете на 2009 год другой целевой статьи у Нижнеобского территориального управления не было предусмотрено, пришли к обоснованному выводу об отсутствии факта нецелевого использования денежных средств.
Таким образом, арбитражными судами обеих инстанций всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущены нарушения процессуального закона.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 08.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 16.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-4899/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из того, что согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации, содержащимся в письме от 18.12.2009 N 02-07-10/5856, в целях эффективного планирования и исполнения бюджета вопросы отражения по кодам КОСГУ кассовых операций, осуществляемых в секторе государственного управления, по экономическому содержанию операций, приведенных в Указаниях N 145н, могут быть урегулированы бюджетной сметой, государственным заданием на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам, методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.
Суды также учитывали, что указанным письмом определено, что органы Росфиннадзора не вправе квалифицировать осуществление кассовых расходов как нецелевое использование бюджетных средств в случае, если вышеуказанные кассовые расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, бюджетной сметой и госзаданием, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.
Разъяснения, данные Минфином в названном письме, не противоречат правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 14.1 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 декабря 2010 г. по делу N А70-4899/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании