Общество с ограниченной ответственностью "Юганская недвижимость" (далее - ООО "Юганская недвижимость") обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с иском, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Бюджетному учреждению среднего профессионального образования "Ханты - Мансийский колледж сервиса и технологий" (далее - БУСПО "ХМКСиТ") об отмене решений конкурсной комиссии ответчика о присвоении первого номера заявке на участие в конкурсе и о признании победителем конкурса - общества с ограниченной ответственностью "Промстройсервис" (далее - ООО "Промстройсервис").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Промстройсервис", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" (далее - ООО "УК "Уютный город"), Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Решением от 15.04.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставлены без изменения постановлением от 17.08.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе ООО "Промстройсервис" просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Юганская недвижимость" исковых требований.
Заявитель считает, что суды, делая выводы о несоответствии конкурсной документации требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), вышли за пределы заявленных истцом требований.
ООО "Промстройсервис" указывает, что действие государственного контракта на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию инженерных сетей на 2010 год, заключенного по итогам конкурса приостановлено не было, работы по контракту выполняются в полном объеме по настоящее время, отмена решения о присвоении первого номера заявке на участие в конкурсе и признании победителем конкурса ООО "Промстройсервис" не влечет недействительность контракта и, как следствие приведение сторон в первоначальное положение.
Заявитель отмечает, что, отменив решение конкурсной комиссии, судебные инстанции нарушили статью 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку данные решения не восстанавливают права истца.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что был объявлен и проведен открытый конкурс по размещению заказа на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию инженерных сетей на 2010 год, в котором БУСПО "ХМКСиТ" выступило в качестве государственного заказчика.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 25.01.2010 ООО "Юганская недвижимость" и ООО "Промстройсервис" были допущены к участию в объявленном конкурсе.
Из протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 27.01.2010 N 03-09 следует, что первый номер присвоен заявке ООО "Промстройсервис", второй номер - заявке ООО "Юганская недвижимость".
Победителем конкурса признано ООО "Промстройсервис". По результатам конкурса с ним был подписан государственный контракт от 15.02.2010 N 10/10, срок исполнения которого определен с 01.03.2010 до 31.12.2010.
Посчитав свои права нарушенными, полагая, что предложило лучшие условия для будущего контракта, ООО "Юганская недвижимость" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд, удовлетворяя исковые требования, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из их обоснованности и доказанности.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Проверяя решение конкурсной комиссии на предмет его соответствия требованиям законодательства, суд должен оценить соблюдения надлежащего порядка его принятия по соответствующей законодательству документации.
Согласно пунктам 10, 14, 15 части 4 статьи 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать, в том числе, требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона, критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 настоящего Закона; порядок оценки и сопоставление заявок на участие в конкурсе.
Частью 4 статьи 28 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта (цене единицы товара, услуги в случае размещения заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для государственных или муниципальных нужд, если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа; цене запасных частей к технике, к оборудованию и цене единицы работы, услуги в случае, если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию; цене единицы услуги в случае, если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на оказание услуг связи, юридических услуг конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена единицы услуги) и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: 1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара; 1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг; 2) расходы на эксплуатацию товара; 3) расходы на техническое обслуживание товара; 4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; 5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг; 6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
В соответствии с конкурсной документацией, заказчиком установлено 2 критерия оценки и сопоставления заявок на участие: ценовой критерий (цена контракта со значимостью в баллах - 80), неценовые критерии (качество оказания услуг и квалификация участника конкурса со значимостью в баллах - 20), всего - 100 баллов, со ссылкой на формулы, подлежащие использованию членами комиссии.
По неценовому критерию каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов на основании пунктов 7.3.3.3, 7.3.3.4 конкурсной документации. Определенное количество баллов проставляется каждым членом конкурсной комиссии и определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии по указанному критерию (пункт 7.3.3.5 конкурсной документации).
Как следует из сводной таблицы, являющейся приложением к протоколу оценки заявок по конкурсу N 03-09, ООО "Промстройсервис" и ООО "Юганская недвижимость" по ценовому критерию проставлено 22, 16 баллов и 34, 65 баллов соответственно, по неценовому критерию 18 и 5 баллов соответственно, итого - 40, 16 и 39, 65 баллов соответственно. При предложенной ООО "Юганская недвижимость" цене будущего контракта 1 700 000 рублей победителем конкурса стало ООО "Промстройсервис" с предложенной ценой 2 169 999 рублей.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре была рассмотрена жалоба истца, по результатам рассмотрения которой ответчику предписано устранить нарушение требований Закона N 94 и внести изменения в приложение 1 к протоколу оценки заявок в части указания рейтинга заявки истца по ценовому критерию - 34, 67 баллов, а также предписано дополнить протокол оценки заявок в соответствии с требованиями пункта 10 статьи 28 Закона N 94.
Согласно указанной норме конкурсная комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в котором должны содержаться сведения о месте, дате, времени проведения оценки и сопоставления таких заявок, об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены, о порядке оценки и о сопоставлении заявок на участие в конкурсе, о принятом на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе решении о присвоении заявкам на участие в конкурсе порядковых номеров, сведения о решении каждого члена комиссии о присвоении заявкам на участие в конкурсе значений по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе, а также наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (для физических лиц) и почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоен первый и второй номера. Протокол подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в течение дня, следующего после дня окончания проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у заказчика, уполномоченного органа. Заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передают победителю конкурса один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации.
По результатам исполнения предписания ответчик письмом от 17.02.2001 N 170 направил в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре соответствующие документы.
Частью 7 статьи 28 Закона N 94 установлено, что порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 настоящей статьи, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
Частью 7 статьи 65 Закона N 94 предусмотрено, что до установления Правительством Российской Федерации порядка оценки заявок на участие в конкурсе при размещении заказа на поставку определенных видов товаров, выполнение определенных видов работ, оказание определенных видов услуг для государственных или муниципальных нужд порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, а при отсутствии таких нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления - самостоятельно в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом заказчиком в конкурсной документации должны устанавливаться критерии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, их содержание и значимость.
В соответствии с вступившими с 01.11.2009 Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722 (далее - Правила), предусматривающими порядок оценки заявок с использованием целого ряда критериев, в том числе, по цене контракта, по качеству работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг (подпункты "а", "в" пункта 2 Правил).
Оценка заявок по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" может производиться в случае, если предметом конкурса является выполнение работ, оказание услуг (пункт 26 Правил).
Содержание указанного критерия, в том числе его показатели, определяется в конкурсной документации в соответствии с частью 4.1 статьи 28 Закона N 94.
Для оценки заявок по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. В случае если показатели указанного критерия установлены, сумма максимальных значений всех показателей этого критерия, установленных в конкурсной документации, должна составлять 100 баллов (пункт 27 Правил).
По смыслу пункта 28 Правил для определения рейтинга заявки по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" в конкурсной документации устанавливаются: предмет оценки и обязательно исчерпывающий перечень показателей по данному критерию; максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия - в случае применения нескольких показателей. При этом сумма максимальных значений всех установленных показателей составляет 100 баллов; максимальное значение в баллах для указанного критерия, равное 100 баллам, - в случае неприменения показателей.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, проверив соблюдение надлежащего порядка принятия конкурсной комиссией решения по соответствующей законодательству документации, конкурсную документацию, которой не установлен порядок определения значимости неценового критерия, в том числе применительно к каждому лицу, участвовавшему в объявленном конкурсе, учитывая не соблюдение принципа определенности и однозначности при проведении оценки и сопоставления заявок, что не исключает произвольное проставление членами комиссии баллов в пределах заданных значений от 0 до 100 по неценовому критерию, арбитражный суд правильно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 15.04.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 17.08.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1686/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промстройсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценка заявок по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" может производиться в случае, если предметом конкурса является выполнение работ, оказание услуг (пункт 26 Правил).
Содержание указанного критерия, в том числе его показатели, определяется в конкурсной документации в соответствии с частью 4.1 статьи 28 Закона N 94.
Для оценки заявок по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. В случае если показатели указанного критерия установлены, сумма максимальных значений всех показателей этого критерия, установленных в конкурсной документации, должна составлять 100 баллов (пункт 27 Правил).
По смыслу пункта 28 Правил для определения рейтинга заявки по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" в конкурсной документации устанавливаются: предмет оценки и обязательно исчерпывающий перечень показателей по данному критерию; максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия - в случае применения нескольких показателей. При этом сумма максимальных значений всех установленных показателей составляет 100 баллов; максимальное значение в баллах для указанного критерия, равное 100 баллам, - в случае неприменения показателей."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 декабря 2010 г. по делу N А75-1686/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании