Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2010 г.
Открытое акционерное общество "Алтайские гербициды" (далее - ОАО "Алтайские гербициды", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Алтайского края (далее - Жилищная инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 06.08.2010 по делу N 06-09/14 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение режима обеспечения населения услугой электроснабжения, в виде взыскания административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением от 14.10.2010 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены. Постановление административного органа от 06.08.2010 по делу N 06-09/14 признано незаконным и отменено.
В апелляционном арбитражном суде законность и обоснованность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе Жилищная инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Полагает, что ОАО "Алтайские гербициды" является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальную услугу по энергоснабжению жилого дома N 20 по ул. 40 лет Октября в г. Яровое Алтайского края. Его действия по ограничению или прекращению коммунальных услуг регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, которым утверждены Правила о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам. В связи с нарушением Обществом режима обеспечения жителей дома коммунальной услугой в виде электроснабжения, оно правомерно привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жилищная инспекция заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в судебном заседании без участия представителя.
Отзыв на кассационную жалобу от ОАО "Алтайские гербициды" в суд не представлен.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом при принятии обжалуемого судебного акта норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что ОАО "Алтайские гербициды" осуществляет электроснабжение жилых домов города Яровое Алтайского края, в том числе дома N 20 по ул. 40 лет Октября.
11.06.2010 Общество вручило жителям вышеуказанного дома уведомление N 7210 о наличии задолженности за потребленную электрическую энергию за три расчетных месяца (с 01.03.2010 по 01.06.2010) в размере 14 788,14 рублей, которую необходимо оплатить в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления. В противном случае через 15 дней после получения уведомления, т.е. с 18.06.2010 с 11 часов будет полностью ограничен режим потребления электрической энергии.
В связи с непогашением данной задолженности, 28.06.2010 ОАО "Алтайские гербициды" произвело отключение электрической энергии жителям дома N 20 по ул. 40 лет Октября в г. Яровое Алтайского края.
Считая, что указанными действиями Общество нарушило пункт 80 Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Славгородским межрайонным прокурором 23.07.2010 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
Жилищная инспекция постановлением от 06.08.2010 привлекла ОАО "Алтайские гербициды" к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Считая, что указанное постановление является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, которым утверждены Правила о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, главы XIII Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, пришел к выводу, что ОАО "Алтайские гербициды" не является надлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятый по делу судебный акт, исходит из следующего.
Статья 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу указанной статьи ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Действие названных Правил распространяется на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.
В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых домах. При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 4 данных Правил).
В силу пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг, электроснабжение является разновидностью коммунальных услуг и представляет собой круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в том числе, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно пункту 49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги и в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Потребитель в свою очередь имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 20.03.2007 N 4989-СК/07 "О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307", разъяснило, что на основании пунктов 3 и 49 Правил в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть: управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
Согласно пунктам 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Из положений пункта 3 и подпунктов "а"-"г" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что О.А.А., являясь собственником жилого дома N 20 в г. Яровое по ул. 40 лет Октября, самостоятельно содержит внутридомовые инженерные системы.
В этой связи суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ОАО "Алтайские гербициды", являясь ресурсоснабжающей организацией, не соответствует понятию "исполнитель", закрепленному в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг.
Статья 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусматривает заключение между поставщиком и потребителем договора купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Порядок полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии в случае нарушения потребителем своих обязательств регламентирован главой XIII Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 года.
Согласно подпункту "б" пункта 178 указанных Правил - в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданами-потребителями своих обязательств по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи электрической энергии) ограничение режима потребления осуществляется в следующем порядке: при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином-потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) направляет ему уведомление о полном ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 0 часа которого гражданин-потребитель должен осуществить полное ограничение режима потребления. Если потребитель не осуществляет полное ограничение самостоятельно, сетевая организация осуществляет ограничение со своего питающего центра. Гражданин-потребитель должен получить уведомление не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты полного ограничения режима потребления.
Исследуя материалы дела, суд установил, что вышеуказанный порядок ограничения режима потребления в отношении потребителя А.А.О. ОАО "Алтайские гербициды" соблюден. Общество не является надлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому судом сделан обоснованный вывод об удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются неправомерными, направленными на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств по спору, которым дана соответствующая правовая оценка судом.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 14.10.2010 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-10929/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии в случае нарушения потребителем своих обязательств регламентирован главой XIII Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 года.
Согласно подпункту "б" пункта 178 указанных Правил - в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданами-потребителями своих обязательств по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи электрической энергии) ограничение режима потребления осуществляется в следующем порядке: при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином-потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) направляет ему уведомление о полном ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 0 часа которого гражданин-потребитель должен осуществить полное ограничение режима потребления. Если потребитель не осуществляет полное ограничение самостоятельно, сетевая организация осуществляет ограничение со своего питающего центра. Гражданин-потребитель должен получить уведомление не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты полного ограничения режима потребления.
Исследуя материалы дела, суд установил, что вышеуказанный порядок ограничения режима потребления в отношении потребителя А.А.О. ОАО "Алтайские гербициды" соблюден. Общество не является надлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому судом сделан обоснованный вывод об удовлетворении заявленных требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 декабря 2010 г. по делу N А03-10929/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании