Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2010 г.
Открытое акционерное общество "Западно-Сибирский металлургический комбинат" (далее - ОАО "ЗСМК", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Кемеровской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконными действий по отказу в зачете излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 883 000 руб. при применении периодического временного декларирования за 2007-2008 г.г., об обязании таможенного органа принять решение о зачете излишне уплаченных таможенных сборов.
Заявленные требования мотивированы тем, что представление временной и полной таможенных деклараций, в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями при оформлении вывоза на территорию Российской Федерации товара, составляют единую таможенную процедуру. Уплата таможенных сборов при подаче временной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Решением от 02.06.2010 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Ж.Г.С.) в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Постановлением от 09.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение от 02.06.2010 Арбитражного суда Кемеровской области отменено, по делу принят новый судебный акт о признании незаконными действий Кемеровской таможни по отказу в зачете излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 883 000 руб. Арбитражный суд апелляционной инстанции обязал Кемеровскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем осуществления в законном порядке зачета излишне уплаченных таможенных сборов в размере 1 883 000 руб.
В кассационной жалобе Кемеровская таможня, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, неправильное определение предмета спора, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 09.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда и оставить в силе решение от 02.06.2010 Арбитражного суда Кемеровской области.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Общество не является плательщиком таможенных пошлин и не правомочно подавать в таможенный орган заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм. Таможенный брокер закрытое акционерное общество "Транс Логистик Консалт" (далее - ЗАО "Транс Логистик Консалт") является крупным плательщиком таможенных платежей и в соответствии с Технологической схемой, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета от 26.03.2001 N 303 "О практике таможенного администрирования в отношении крупных плательщиков" направляло копии платежных документов, подтверждающих уплату таможенных платежей, в ФТС России.
Кроме того, Кемеровская таможня указывает на недоказанность Обществом факта уплаты таможенных сборов в сумме 1 833 000 руб.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ЗСМК" указывает на законность принятого по делу судебного акта.
В судебном заседании представитель Кемеровской таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В соответствии с положениями статьи 163 АПК РФ в судебном заседании суда кассационной инстанции был объявлен перерыв до 14.12.2010 до 14 час. 30 мин.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Кемеровской таможни.
Из материалов дела следует, что ОАО "ЗСМК" (Заказчик) заключило договор от 27.11.2002 N 2510001/10000/0103-02-15т об оказании услуг таможенного брокера с ЗАО "Транс Логистик Консалт" (Исполнитель), которое является общероссийским таможенным брокером в соответствии с Временной технологической схемой работы таможенных органов с крупными плательщиками, утвержденной приказом ГТК России 26.03.2001 N 303, и Соглашением от 22.12.2006 N КН-69 о взаимодействии при уплате крупным плательщиком суммарных платежей в централизованном порядке.
При этом согласно пункту 3.1 статьи 3 вышеуказанного договора от 27.11.2002 регулярно, не позднее 5 операционных банковских дней до наступления сроков, предусмотренных Соглашением о порядке централизованной уплаты таможенных и иных платежей для уплаты Исполнителем таможенных и иных платежей, Заказчик перечисляет Исполнителю сумму денежных средств для уплаты таможенных и иных платежей в отношении декларируемых товаров и транспортных средств Заказчика в размере, предусмотренном Соглашением о порядке централизованной уплаты таможенных и иных платежей.
ОАО "ЗСМК" обратилось в Кемеровскую таможню с заявлением о возврате таможенных сборов в общей сумме 5 594 000 руб., как повторно уплаченных при подаче полных таможенных деклараций при вывозе товара в 2007-2009 г.г. с территории Российской Федерации.
Письмом от 30.11.2009 N 09-32/13867 Кемеровская таможня отказала в возврате (зачете) указанных таможенных платежей, ссылаясь на обоснованность уплаты таможенных сборов при подаче как временной, так и полной таможенной декларации.
Считая действия таможенного органа по отказу в зачете излишне уплаченных таможенных сборов размере 1 883 000 руб. незаконными (с учетом уточненных требований), Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из непредставления в материалы дела доказательств поступления денежных средств на счет таможенного органа (Кемеровской таможни).
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что доводы Кемеровской таможни, изложенные в письме об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных сборов, противоречат положениям Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что выводы суда первой инстанции об отсутствии надлежащих доказательств поступления денежных средств на счет таможенного органа (Кемеровской таможни), а также непредставлении платежных поручений ОАО "ЗСМК" выходят за пределы оспаривания обстоятельств, положенных в основу отказа в возврате (зачете) Кемеровской таможни в письме от 30.11.2009 и не могут быть признаны соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции правомерными, исходя из обстоятельств дела и действующего законодательства.
Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
В соответствии со статьей 357.5 ТК РФ плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные сборы.
Из материалов дела следует, что плательщиком таможенных сборов за оформление товаров, перемещаемых через территорию Российской Федерации за 2007-2008 г.г., являлось ОАО "ЗСМК", за счет которого и по поручению которого согласно условий договора от 27.11.2002 таможенным брокером (ЗАО "Транс Логистик Консалт") осуществлялись услуги таможенного брокера.
Согласно статье 357.6 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Статьей 357.7 ТК РФ установлено, что при декларировании товаров за таможенное оформление уплачиваются таможенные сборы. Уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены настоящим Кодексом в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов.
Статьей 357.10 ТК РФ предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями вышеуказанной статьи ТК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" определены ставки таможенных сборов. Пункт 7 вышеуказанного Постановления содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По делу о признании недействующим пункта 7 Постановления Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 указал, что подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации, указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
С учетом вышеизложенного, установленная пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Кроме того, как следует из подпункта 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ, к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Таможенное оформление начинается при вывозе товаров - в момент представления в таможенный орган таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (статья 60 ТК РФ).
Из содержания и смысла приведенных норм следует, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
При таких обстоятельствах, доводы Кемеровской таможни, изложенные в письме от 30.11.2009 N 09-32/13867 об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных сборов, противоречат положениям ТК РФ.
Кроме того, выводы суда апелляционной инстанции о незаконных действиях Кемеровской таможни по отказу Обществу в зачете сумм таможенных платежей (таможенный сбор) сумм уплаченных по периодическим таможенным декларациям за 2007-2008 г.г. в сумме 1 833 000 руб. согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума от 08.07.2008 N 4574/08, от 08.12.2009 N 10548/09.
Арбитражным судом апелляционной инстанции дана оценка доводам Кемеровской таможни со ссылкой на распоряжения ФТС России от 27.12.2005 N 584-р "О взаимодействии при уплате суммарных платежей в централизованном порядке", от 28.12.2006 N 483-р "О взаимодействии при уплате суммарных платежей в централизованном порядке", на Соглашение по взаимодействию при уплате крупным плательщиком суммарных платежей в централизованном порядке, заключенное между ФТС России и таможенным брокером (представителем) ЗАО "Транс Логистик Консалт" от 22.12.2006 N КН-89.
При этом суд апелляционной инстанции отклонил вышеназванные доводы заявителя жалобы, сославшись на то, что указанные акты не регулируют порядок возврата (зачета) излишне уплаченных таможенных платежей, а само соглашение об их взаимодействие регулирует отношения между ФТС России и таможенным брокером ЗАО "Транс Логистик Консалт" и его положения не могут быть распространены на правоотношения между ОАО "ЗСМК" с Кемеровской таможней.
Довод Кемеровской таможни о том, что таможенный брокер ЗАО "Транс Логистик Брокер" может инициировать разбирательство в судебном порядке о возврате (зачете) уплаченных таможенных платежей ФТС России, документально не подтвержден.
Сам факт оплаты периодических таможенных платежей за 2007-2008 г.г. в сумме 1 883 000 руб. таможенным органом не оспаривается.
Учитывая, что таможенные органы составляют единую централизованную систему (пункт 1 статьи 401 ТК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Кемеровская таможня, входящая в состав ФТС России, в которую с заявлением обратился ОАО "ЗСМК" за зачетом излишне уплаченных таможенных платежей, правомочна была принять решение о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей при наличии на то законных оснований, которые имелись у заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
По общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным ТК РФ для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33, пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ).
С учетом обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции обоснованно признал незаконными действия Кемеровской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы по отказу ОАО "ЗСМК" в зачете сумм таможенных платежей, излишне уплаченных при подаче полных таможенных деклараций за 2007-2008 г.г. в сумме 1 833 000 руб., и обязал Кемеровскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем зачета излишне уплаченных таможенных сборов в вышеуказанной сумме.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что судом апелляционной инстанции полно и объективно исследованы представленные сторонами доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта не допущено, в связи с чем основания для отмены принятого постановления, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 09.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-3271/2010 Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что таможенные органы составляют единую централизованную систему (пункт 1 статьи 401 ТК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Кемеровская таможня, входящая в состав ФТС России, в которую с заявлением обратился ОАО "ЗСМК" за зачетом излишне уплаченных таможенных платежей, правомочна была принять решение о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей при наличии на то законных оснований, которые имелись у заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
По общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным ТК РФ для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33, пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ).
...
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта не допущено, в связи с чем основания для отмены принятого постановления, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 декабря 2010 г. по делу N А27-3271/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании