Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2010 г.
Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - Нижнеобское территориальное управление, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Тюменской области (далее - Территориальное управление Росфиннадзора в Тюменской области) от 04.05.2010 N 67-10/53 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 08.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 30.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Нижнеобским территориальным управлением требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росфиннадзора в Тюменской области, ссылаясь на неправильное толкование судами при принятии судебных актов норм материального права, нарушение норм процессуального права, применение закона, не подлежащего применению, просит отменить решение первой и постановление апелляционной инстанций, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, в действиях Нижнеобского территориального управления содержится состав вменяемого административного правонарушения, поскольку расходы по оплате по договору гражданско-правового характера независимым экспертам на оказание услуг в качестве членов конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, следовало отнести по целевой статье 0010800 "Выплаты независимым экспертам", лимиты бюджетных обязательств по которым не доводились на 2009 год.
Заявитель жалобы указывает, что Нижнеобским территориальным управлением в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 допущено использование бюджетных средств в нарушение условий получения данных средств.
В отзыве на кассационную жалобу Нижнеобское территориальное управление указывает, что арбитражными судами дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление арбитражного апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Арбитражными судами установлено, что сотрудниками Территориального управления Россфиннадзора в Тюменской области в период с 15.02.2010 по 09.04.2010 была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Нижнеобского территориального управления с 01.01.2008 по 31.12.2009.
По результатам проверки составлен акт от 09.04.2009, в котором указаны факты нецелевого использования бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям их получения, а именно: расходы по оплате по договору гражданско-правового характера независимым экспертам за оказание услуг в качестве членов конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы были произведены Нижнеобским территориальным управлением по главе 076 "Федеральное агентство по рыболовству", разделу и подразделу 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевой статье 0011500 "Территориальные государственные органы" виду расходов 012 "Выполнение функций государственными органами", подстатье 226 "Прочие услуги", которые должный быть отнесены по целевой статье 0010800 "Выплаты независимым экспертам", но не были предусмотрены на 2009 год.
По данным факту нарушения бюджетного законодательства в отношении Нижнеобского территориального управления составлен протокол от 28.04.2010 N 67-10/53 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ, из которого следует, что Управлением 31.07.2009 допущено нецелевое использовании бюджетных средств в сумме 537,60 руб. на уплату единого социального налога в части страховых взносов в федеральный бюджет, начисленных с оплаты за оказанные независимыми экспертами услуги по подстатье КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" (раздел и подраздел 0412 "Другие вопросы и области национальной экономики", целевая статья расходов 0010800 "Выплаты независимыми экспертами", вид расходов 012 "Выполнение функций государственными органами" за июль 2009 года.
При этом Территориальным управлением Россфиннадзора в Тюменской области в качестве подтверждающих доказательств, указываются следующие документы: бухгалтерская справка к операциям N 24 от 31.07.2009 (л.д.28, том 2), журнал операций N 2 с безналичными денежными средствами за июль 2009 года (л. д. 23-27, том 2).
Руководителем Территориального управления Росфиннадзора в Тюменской области 04.05.2010 принято постановление N 67-10/53 о назначении административного наказания, в соответствии с которым Нижнеобское территориальное управление признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
При этом в качестве доказательств в указанном постановлении указаны следующие документы: бухгалтерская справка к операциям от 31.07.2009 N 24 (л.д.28, том 2), журнал операций N 2 с безналичными денежными средствами за июль 2009 года (л.д. 23-27, том 2), заявка на кассовый расход от 30.07.2009 N 0696 (л. д. 34-35 том 2).
Полагая, что данное постановление Территориального управления Росфиннадзора в Тюменской области является незаконным, Нижнеобское территориальное управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования заявителя, пришли к выводу об отсутствии в действиях Нижнеобского территориального управления состава вменяемого административного правонарушения.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанции правомерными, исходя из следующего.
Состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ, образует деяние, выражающееся в использовании бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со статьями 38 и 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей, и получатели бюджетных средств обязаны эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением.
Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, являются в соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевым использованием средств федерального бюджета.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 N 145н по целевой статье 001 15 00 "Территориальные органы" отражаются расходы на обеспечение выполнения функций территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, за исключением расходов на строительство административных зданий и жилищного строительства.
Арбитражными судами установлено, что заявителю, согласно смете расходов средств федерального бюджета на 2009 год, доведены лимиты бюджетных обязательств по подстатье КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" (раздел и подраздел 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевая статья расходов 001 15 00 "Территориальные органы", вид расходов 012 "Выполнение функций государственными органами") в сумме 3 088 700 руб.
По подстатье КОСГУ 226 (раздел и подраздел 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевая статья расходов 0010800 "Выплаты независимым экспертами", вид расходов 012 "Выполнение функций государственными органами") лимиты бюджетных обязательств не доводились.
Из акта проверки от 09.04.2009 финансово-хозяйственной деятельности Нижнеобского территориального управления за 2008-2009 годы следует, что данным Управлением в 2009 году была произведена оплата независимым экспертам за оказанные услуги по подстатье классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 226 "Прочие работы, услуги", разделу и подразделу 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевой статье расходов 0011500 "Территориальные органы", виду расходов 012 "Выполнение функций государственными органами".
Арбитражными судами установлено, что договор Нижнеобского территориального управления с независимыми экспертами был заключен в соответствии с пунктом 17 Указа Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" предусматривающий, что в состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и уполномоченные им гражданские служащие, представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Выплата независимым экспертам по договорам подпадает под объект обложения единым социальным налогом, предусмотренный пунктом 1 статьи 236 НК РФ.
Согласно расчета, прилагаемого к акту проверки от 09.04.2010, сумма единого социального налога, перечисленного в 2009 году по договорам гражданско-правового характера в составе общего платежа, произведенного Управлением в федеральный бюджет, исходя из бухгалтерской справки от 30.07.2009 N 24, составила 537 руб. 60 коп. (л. д. 20, том 2).
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2009 N 02-07-10/5856 дано разъяснение, из которого следует, что в целях эффективного планирования и исполнения бюджета вопросы отражения по кодам классификации операций сектора государственного управления кассовых операций, осуществляемых в секторе государственного управления, по экономическому содержанию операциям, указанным в Указаниях (утв. Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н), могут быть урегулированы бюджетной сметой, государственным заданием на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам, методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.
Кроме того, в вышеуказанном письме дано разъяснение, из которого следует, что учитывая положения статьи 289 БК РФ, органы Росфиннадзора не вправе квалифицировать осуществление кассовых расходов как нецелевое использование бюджетных средств в случае, если вышеуказанные кассовые расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, бюджетной сметой и госзаданием, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств, или порядок их проведения по кодам КОСГУ отсутствует в указанных документах, являющихся правовым основанием получения бюджетных средств.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, характер и обстоятельства совершения административного правонарушения, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Нижнеобским территориальным управлением правомерно определена оплата единого социального налога за услуги независимых экспертов по подстатье 226 "Прочие услуги", главе 076 "Федеральное агентство по рыболовству", разделу и подразделу 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевой статье 0011500 "Территориальные государственные органы", виду расходов 012 "Выполнение функций государственными органами", при отсутствии в бюджетной смете на 2009 год другой целевой статьи на данный вид расходов.
Данные выводы арбитражных судов согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 14.1 Постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в котором указано, что при рассмотрении вопроса о законности меры принуждения в виде изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, примененной на основании статьи 289 БК РФ, а также дел о привлечении лиц к административной ответственности на основании статьи 15.14 КоАП РФ, судам необходимо учитывать следующее. Если судом будет установлено, что исходя из содержания указанных перечней, наименований статей и подстатей Классификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью Классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (то есть когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи Классификации), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей Классификации, не признается нецелевым использованием бюджетных средств.
При таких обстоятельствах правомерными являются выводы арбитражных судов об отсутствии в действиях Нижнеобского территориального управления состава административного правонарушения по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ, предусматривающего ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.
Более того, из приведенных Территориальным управлением Росфиннадзора в Тюменской области в оспариваемом постановлении от 04.05.2010 N 67-10/53 доказательств совершения Управлением административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ, не следует о произведенных расходах заявителя в июле месяце 2009 на оплату единого социального налога в сумме 537, 60 руб. по договорам на оказание услуг независимым экспертом.
Так, по заявке на кассовый расход от 30.07.2009 N 0696 (л.д. 34-35, том 20), указанной в обжалуемом постановлении от 04.05.2010 N 67-10/53, указан платеж в федеральный бюджет по договорам гражданско-правового характера за охрану здания, а не договору оплата независимым экспертам за оказанные услуги.
В приложении к акту проверки от 09.04.2010 о перечислении в федеральный бюджет Нижнеобским территориальным управлением в 2009 году единого социального налога в сумме 537,60 руб., указывается бухгалтерская справка N 24 от 30.07.2009, тогда как Территориальным управлением Росфиннадзора в Тюменской области в постановлении от 04.05.2010 N 67-10/53 делается ссылка на бухгалтерскую справку N 24 от 31.07.2009 (л.д. 10-12, том 10).
В журнале операций N 2 с безналичными денежными средствами за июль 2009 года, который приведен Территориальным управлением Росфиннадзора в Тюменской области в качестве доказательств, отсутствуют сведения об уплате единого социального налога в федеральный бюджет 31.07.2009 в сумме 537,60 руб.
С учетом изложенного, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов - решения суда первой и постановление суда апелляционной инстанций.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит доводы, изложенные в кассационной жалобе не состоятельными, противоречащими фактическим обстоятельствам по делу, а также нормам материального права.
Кассационной инстанцией не установлено нарушение судами норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 30.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-4895/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, характер и обстоятельства совершения административного правонарушения, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Нижнеобским территориальным управлением правомерно определена оплата единого социального налога за услуги независимых экспертов по подстатье 226 "Прочие услуги", главе 076 "Федеральное агентство по рыболовству", разделу и подразделу 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевой статье 0011500 "Территориальные государственные органы", виду расходов 012 "Выполнение функций государственными органами", при отсутствии в бюджетной смете на 2009 год другой целевой статьи на данный вид расходов.
Данные выводы арбитражных судов согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 14.1 Постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в котором указано, что при рассмотрении вопроса о законности меры принуждения в виде изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, примененной на основании статьи 289 БК РФ, а также дел о привлечении лиц к административной ответственности на основании статьи 15.14 КоАП РФ, судам необходимо учитывать следующее. Если судом будет установлено, что исходя из содержания указанных перечней, наименований статей и подстатей Классификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью Классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (то есть когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи Классификации), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей Классификации, не признается нецелевым использованием бюджетных средств.
При таких обстоятельствах правомерными являются выводы арбитражных судов об отсутствии в действиях Нижнеобского территориального управления состава административного правонарушения по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ, предусматривающего ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.
Более того, из приведенных Территориальным управлением Росфиннадзора в Тюменской области в оспариваемом постановлении от 04.05.2010 N 67-10/53 доказательств совершения Управлением административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ, не следует о произведенных расходах заявителя в июле месяце 2009 на оплату единого социального налога в сумме 537, 60 руб. по договорам на оказание услуг независимым экспертом.
...
В журнале операций N 2 с безналичными денежными средствами за июль 2009 года, который приведен Территориальным управлением Росфиннадзора в Тюменской области в качестве доказательств, отсутствуют сведения об уплате единого социального налога в федеральный бюджет 31.07.2009 в сумме 537,60 руб.
С учетом изложенного, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов - решения суда первой и постановление суда апелляционной инстанций."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 декабря 2010 г. по делу N А70-4895/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании