Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 декабря 2010 г. по делу N А70-2143/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2010 г.
Открытое акционерное общество "Тюменьэнерго" (далее - ОАО "Тюменьэнерго") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Управление ФАС по Тюменской области) о признании недействительными решения и предписания от 07.12.2009 N К 09/169.
Решением от 18.06.2010 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении требований ОАО "Тюменьэнерго" отказано.
Постановлением от 14.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Тюменьэнерго", ссылаясь на отсутствие юридической и фактической возможности исполнения оспариваемых решения и предписания Управления ФАС по Тюменской области, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель ОАО "Тюменьэнерго" поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Управления ФАС по Тюменской области, соглашаясь с выводами названных судебных инстанций, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Тюменьэнерго" является сетевой организацией, то есть организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых она оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В июне 2009 года в Тюменское территориальное производственное отделение Тюменских распределительных сетей ОАО "Тюменьэнерго" обратился гражданин Н.Р.Г. с заявкой на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт, расположенных во вновь построенном жилом доме в деревне Казарово.
Письмом от 26.06.2009 ОАО "Тюменьэнерго" сообщило гражданину Н.Р.Г. о том, что по всем вопросам электроснабжения жилого дома в деревне Казарово следует обращаться в ГБУ ТО "Дирекция коммунально-хозяйственного строительства".
Отказ ОАО "Тюменьэнерго" от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств гражданин Н.Р.Г. обжаловал в Управление ФАС по Тюменской области.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением ФАС по Тюменской области вынесено решение от 07.12.2009 N 09/169, которым установлены нарушения ОАО "Тюменьэнерго" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в экономически или технологически необоснованном уклонении (отказе) от заключения договора технологического присоединения с Н.Р.Г.
На основании указанного решения антимонопольный орган вынес предписание от 07.12.2009 N 09/169 о прекращении ОАО "Тюменьэнерго" нарушения антимонопольного законодательства путем рассмотрения заявки Н.Р.Г. и совершения действий, направленных на заключение с ним договора технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Во исполнение предписания ОАО "Тюменьэнерго" представило в Управление ФАС по Тюменской области копию заключенного с Н.Р.Г. договора об осуществлении технологического присоединения от 31.12.2009 N 18/1444.
Вместе с этим ОАО "Тюменьэнерго", ссылаясь на отсутствие технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств дома Н.Р.Г., обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 07.12.2009 N К 09/169.
ОАО "Тюменьэнерго" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии.
Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Из абзаца 2 пункта 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 N 334, вступившего в силу 05.05.2009, далее - Правила технологического присоединения) следует, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 этих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пункт 6 Правил технологического присоединения устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществление технологического присоединения.
Полно и всесторонне исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что уклонение ОАО "Тюменьэнерго", занимающего доминирующее положение на рынке услуг электроснабжения, от заключения договора о технологическом присоединении с гражданином Н.Р.Г. противоречит требованиям пунктов 3 и 6 Правил технологического присоединения.
Следовательно, Управление ФАС по Тюменской области правомерно признало ОАО "Тюменьэнерго" нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и вынесло предписание от 07.12.2009 N 09/169 о прекращении ОАО "Тюменьэнерго" нарушения антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 18.06.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 14.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2143/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2010 г. по делу N А70-2143/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании