Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 декабря 2010 г. по делу N А27-5256/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2010 г.
Открытое акционерное общество "Азот" (далее - ОАО "Азот", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (далее - Управление, Фонд) о признании недействительным решения N 3 от 16.03.2010 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Решением от 08.06.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010, требования заявителя удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и принять новый судебный акт, поскольку, по мнению Управления, судами неправильно применены нормы материального права. Заявитель жалобы полагает, что у Фонда имелись правовые основания для привлечения общества к ответственности за допущенное нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Отзыв на кассационную жалобу от Общества не поступил.
В соответствии с частью 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании был обьявлен перерыв до 27.12.2010 до 11 час. 00 мин.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ проверив законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, Управлением на основании акта выездной налоговой проверки, проведенной налоговым органом в отношении Общества, вынесено решение N 3 от 16.03.2010 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании. Названным решением Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 66 824 руб.
Считая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что Пенсионным фондом не доказана обоснованность начисления страховых взносов и соответствующих пеней в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Согласно статье 2 ФЗ N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов). Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 19 ФЗ N 212-ФЗ).
При этом в силу пункта 2 статьи 25 ФЗ N 167-ФЗ налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности. В свою очередь территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (пункт 1 статьи 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ).
В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы от 03.12.2007 N ШТ-6-06/925 под материалами налоговых проверок следует понимать выписки из решений, принятых по результатам проведения проверок, касающиеся вопросов правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Исходя из содержания изложенных норм следует, что на налоговом органе лежит обязанность по выявлению суммы задолженности по страховым взносам и направлению таких сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, который уже самостоятельно привлекает страхователя к ответственности в виде штрафов, выносит соответствующие решения.
Таким образом, налоговые органы направляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации только сведения о сути задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Соглашением по информационному взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003 N БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С, выявленные по результатам проведения налоговой проверки в порядке, установленном статьями 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 27 ФЗ N 167-ФЗ предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате умышленного занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.
Из приведенных норм следует, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами посредством проведения проверок в порядке статей 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, результат которых оформляется соответствующим решением.
Полномочиями по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов наделены только территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании сведений налогового органа, полученных в ходе проверки, результаты которой (решение) вступили в законную силу.
Таким образом, Управление было не вправе выносить оспариваемое решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения на основании выписки из акта выездной налоговой проверки, выводы которого не являются результатом проведенной проверки.
Судами установлено, что решение налогового органа от 01.03.2010 было получено Обществом 05.03.2010 и обжаловано в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы России по Кемеровской области 22.03.2010, в связи с чем на момент вынесения решения о привлечении к ответственности Управление не располагало сведениями о вынесенном решении и вступлении его в законную силу.
При этом суды правомерно указали, что принятие решения Управлением о привлечении Общества к ответственности за неуплату страховых взносов до установления факта недоимки налоговым органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления и уплатой взносов, является недопустимым, поскольку в соответствии со статьей 106, пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации в предмет доказывания при привлечении к налоговой ответственности входят обстоятельства, подтверждающие, что правонарушение совершено в результате виновных противоправных действий (бездействия) лица, привлекаемого к ответственности, свидетельствующие о наличии в его действиях состава правонарушения.
Между тем, в решении Управления содержится лишь констатация факта занижения базы для исчисления страховых взносов, но не указывается, в чем заключается противоправность деяния и в какой форме выражена вина страхователя, что противоречит требованиям пункта 3 статьи 100, пунктам 5, 8 статьи 101, статьям 106 и 108 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы Управления о том, что с 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, изменивший порядок и основания привлечения страхователей к ответственности за неуплату страховых взносов, не может быть принят кассационной инстанцией по следующим основаниям.
В статье 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрен порядок вынесения органами контроля за уплатой страховых взносов решения по результатам рассмотрения материалов проверки, проведенной органами Пенсионного фонда. В оспариваемом решении Управления рассматривался акт проверки налогового органа, составленного в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ. Следовательно, порядок рассмотрения акта должен производиться также в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ.
Кроме того, порядок вынесения решения, предусмотренный Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, аналогичен порядку, предусмотренному статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации который, как указывалось выше, был нарушен Управлением.
Таким образом, судами исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны правомерные выводы, в соответствии с действующим налоговым законодательством, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет, в связи с чем оставляет судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.06.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 по делу N А27-5256/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 декабря 2010 г. по делу N А27-5256/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании