Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 декабря 2010 г. по делу N А70-4916/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Регион" (далее - заявитель, Общество, Охранное предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению внутренних дел по городу Тюмени (далее - Управление) о признании незаконными действий должностного лица отдела лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью Управления по изъятию оружия и патронов к нему, оформленных протоколом от 12.05.2010; об обязании вернуть Обществу оружие и патроны.
Решением от 13.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 29.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами обеих инстанций установлено, что Общество на основании Устава, утвержденного 20.01.2010, и лицензии от 20.04.2009 N 5537 осуществляет негосударственную (частную) охранную деятельность; согласно разрешению от 04.09.2009 РХИ N 0127432 на хранение и использование оружия и патронов к нему Обществу разрешено хранить и использовать служебное оружие и патроны к нему.
В соответствии с пунктом 10 Перечня объектов, подлежащих государственной охране (приложение 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587), пунктом 7 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р, Управлением вневедомственной охраны при Управлении (далее - УВО при Управлении) направлен в адрес Общества проект договора от 04.02.2010 N 1294 оказания услуг по охране объектов с помощью пульта централизованного наблюдения.
По условиям данного договора УВО при Управлении (исполнитель) принимает на себя обязательства по оказанию Обществу (заказчик) возмездных услуг, в том числе по охране помещения оружейной комнаты посредством централизованной охраны с помощью пульта централизованного наблюдения.
В связи с тем, что договор от 04.02.2010 N 1294 не подписан со стороны Общества по причине несогласий с отдельными условиями договора, отделом лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью Управления составлен рапорт о выявленном нарушении действующего законодательства Российской Федерации в части охраны комнаты хранения оружия и патронов к нему без использования пульта централизованного наблюдения УВО при Управлении и Обществу выдано предписание от 31.03.2010 N 26 об устранении выявленного нарушения в срок до 16.04.2010.
Согласно письму Общества от 15.04.2010 в адрес Управления разногласия, возникшие при заключении договора от 04.02.2010 N 1294, переданы Обществом на разрешение арбитражного суда.
Поскольку предписание Обществом в установленный срок не исполнено, комната хранения оружия Общества находится не под охраной, что является нарушением установленных правил хранения служебного оружия и патронов к нему, отделом лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью Управления произведено изъятие у Общества служебного оружия и патронов к нему, оформленное протоколом от 12.05.2010.
Не согласившись с изъятием оружия и патронов к нему, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации, которое постановлением от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утвердило Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 55 Правил оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах.
Требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов установлены разделом XX Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814" (далее - Инструкция).
Согласно абзацу 1 пункта 169.6 Инструкции комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
Объекты по хранению служебного оружия и его основных частей, патронов и боеприпасов к нему включены в Перечень объектов, подлежащих государственной охране (пункт 10 приложения 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587).
Комнаты хранения оружия юридических лиц с особыми уставными задачами подлежат обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации (пункт 7 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р).
Исходя из положений названных правовых норм, суды пришли к выводу, что служебное оружие и патроны к нему должны храниться в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в специально оборудованных для этих целей изолированных помещениях, оснащенных техническими средствами охраны. При этом комнаты хранения оружия юридических лиц с особыми уставными задачами (в данном случае - осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности) должны быть оборудованы средствами сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации (в данном случае - УВО при Управлении).
В случае нарушения юридическими лицами установленных Законом об оружии и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правил хранения оружия, органами внутренних дел производиться изъятие оружия и патронов к нему (пункт 1 статьи 27 Закона об оружии).
Согласно пункту 95 Инструкции изъятие оружия и патронов к нему оформляется протоколом по установленной данной Инструкцией форме.
В соответствии со статьей 28 Закона об оружии при выявлении нарушений установленных правил должностные лица органа внутренних дел при осуществлении контроля за оборотом оружия уполномочены давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений.
Суды, признавая оспариваемые действия Управления правомерными, исходили из того, что основанием для изъятия оружия и патронов к нему послужило неисполнение Охранным предприятием предписания об устранении нарушений правил хранения оружия и патронов к нему, а именно отсутствие договора оказания услуг по охране комнаты хранения оружия с помощью пульта централизованного наблюдения.
При этом судами отклонены как не соответствующие содержанию имеющегося в материалах дела протокола изъятия от 12.05.2010 доводы Общества о том, что в протоколе изъятия отсутствуют ссылки на конкретные статьи Закона об оружии, Правил хранения оружия, позволяющие Управлению производить изъятие оружия и патронов к нему.
Доводы Охранного предприятия о соответствии комнаты хранения оружия требованиям технической укрепленности и правилам хранения оружия, установленным законами и иными нормативными актами, со ссылкой на акты комиссионного обследования комнаты для хранения оружия и патронов, акты проверок не приняты судами как не имеющие правового значения при рассмотрении настоящего дела.
Ссылка Общества об осуществлении охраны комнаты хранения оружия с помощью пульта централизованного управления частных охранных фирм на основании соответствующих договоров, признана судами неправомерной ввиду того, что согласно действующему законодательству охрану комнат по хранению оружия и патронов к нему может осуществлять только вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации (пункт 10 Перечня объектов, подлежащих государственной охране (приложение 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587), пункт 7 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р).
Судами отклонена ссылка Общества о неопределенности срока для передачи комнат по хранению оружия под охрану вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, поскольку вступление в силу постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 886 "О внесении изменений в приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р исчисляется по общим правилам и данные нормативные правовые акты не содержат специальных сроков вступления в силу.
Довод Охранного предприятия о том, что договор от 04.02.2010 N 1294 оказания услуг по охране объектов с помощью пульта централизованного наблюдения не подписан ввиду наличия разногласий относительно отдельных его условий, не принят судами, поскольку наличие преддоговорного спора, переданного на разрешение арбитражного суда, не устраняет выполнение обязанности Обществом по соблюдению установленных требований по хранению оружия, что влечет определенные правовые последствия.
Довод Общества о том, что изъятие оружия и патронов к нему возможно только при грубом нарушении правил хранения оружия (пункт 92.5 Инструкции) отклонен судами ввиду того, что в рассматриваемом случае изъятие произведено Управлением на основании статьи 27 Закона об оружии и подпункта "в" пункта 92.2 Инструкции.
Судом апелляционной инстанции не принята во внимание ссылка Общества на неисследованность содержания предписания от 31.03.2010 N 26 с учетом того, что данное предписание не относится к предмету заявленных требований.
Довод Общества о том, что акт проверки объекта лицом, проводящим изъятие оружие, вместе с протоколом изъятия по установленной форме не составлялся, не принят судами, поскольку из содержания Инструкции по работе органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288, не следует, что изъятие возможно только при проведении проверки.
Ссылки Общества на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.10.2008 N 5721/08 и определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2010 N 16607/06 не приняты судами в связи с тем, что данные судебные акты приняты по иным обстоятельствам, по правоотношениям, возникшим до внесения изменений в законодательство, касающихся правил хранения оружия и патронов к нему.
При рассмотрении спора судами не установлено нарушений Управлением прав и законных интересов Охранного предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также нарушение Управлением норм действующего законодательства.
Поскольку доводы подателя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств дела и не опровергают правильность выводов судов обеих инстанций, правовых оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 13.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 29.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-4916/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Общества о том, что акт проверки объекта лицом, проводящим изъятие оружие, вместе с протоколом изъятия по установленной форме не составлялся, не принят судами, поскольку из содержания Инструкции по работе органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288, не следует, что изъятие возможно только при проведении проверки.
Ссылки Общества на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.10.2008 N 5721/08 и определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2010 N 16607/06 не приняты судами в связи с тем, что данные судебные акты приняты по иным обстоятельствам, по правоотношениям, возникшим до внесения изменений в законодательство, касающихся правил хранения оружия и патронов к нему."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 декабря 2010 г. по делу N А70-4916/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании