Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 декабря 2010 г. N А27-6843/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2010 г.
Закрытое акционерное общество "Газпромнефть-Кузбасс" (далее - ЗАО "Газпромнефть-Кузбасс") и общество с ограниченной ответственностью "КузбассТрансГаз" (далее - ООО "КузбассТрансГаз") обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - Кемеровское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) от 05.04.2010 по делу N 19/А-11-2010.
Определением суда от 28.06.2010 дела N А27-6843/2010 и N А27-8656/2010, возбужденные соответственно по заявлениям ЗАО "Газпромнефть-Кузбасс" и ООО "КузбассТрансГаз", объединены в одно производство. Делу присвоен номер N А27-6843/2010.
Решением суда от 05.07.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.09.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, доводы которой поддержаны представителем в судебном заседании, ЗАО "Газпромнефть-Кузбасс" просит указанные решение от 05.07.2010 и постановление от 28.09.2010 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
Податель жалобы считает, что судами необоснованно не принят во внимание тот факт, что ЗАО "Газпромнефть-Кузбасс" является самостоятельным субъектом товарного рынка, устанавливающим цены в соответствии с собственной ценовой политикой, и не нуждается в реализации согласованных действий с другими хозяйствующими субъектами, действующими в границах установленного антимонопольным органом товарного рынка.
ЗАО "Газпромнефть-Кузбасс" указывает, что Управление в нарушении пунктов 3.21, 3.24, 3.27, 3.29.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.12.2007 N 447, изменило период времени, в течение которого устанавливается нарушение антимонопольного законодательства.
В отзыве Кемеровское УФАС России, ссылаясь на то, что факт синхронного и единообразного установления хозяйствующими субъектами цен на сжиженный углеводородный газ (далее - СУГ) подтвержден материалами дела, в заседании комиссии антимонопольного органа 05.04.2010 до представителей ООО "КузбассТрансГаз", ЗАО "Газпромнефть-Кузбасс" и ОАО "Кузбассгазификация" была доведена информация об изменении периода, в котором ими осуществлялись согласованные действия, просит принятые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, приказом от 11.03.2010 N 46 Кемеровским УФАС России возбуждено дело N 19/А-11-2010 по признакам нарушения ЗАО "Газпромнефть-Кузбасс", ООО "КузбассТрансГаз", ОАО "Кузбассгазификация" пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения дела комиссией антимонопольного органа принято решение от 05.04.2010, которым признано в действиях ЗАО "Газпромнефть-Кузбасс", ООО "КузбассТрансГаз", ОАО "Кузбассгазификация" нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся осуществлении в период с 25.12.2008 по 30.03.2010 согласованных действий па розничном рынке реализации СУГ в географических границах муниципального образования городской округ "город Кемерово", которые привели к установлению (поддержанию) одинаковых цен на СУГ.
В соответствии с указанным решением ЗАО "Газпромнефть-Кузбасс", ОАО "Кузбассгазификация", ООО "КузбассТрансГаз" выдано предписание от 05.04.2010 N 19/А-11-2010 о прекращении в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем прекращения осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий по установлению цен, совпадающих с ценами хозяйствующих субъектов, являющихся конкурентами данных организаций (каждой из них) на рынке розничной реализации СУГ в географических границах муниципального образования городской округ "город Кемерово".
Кроме того, ЗАО "Газпромнефть-Кузбасс", ООО "КузбассТрансГаз" ОАО "Кузбассгазификация" предписано в течение 2010 года и последующих 3-х календарных лет представлять в антимонопольный орган информацию о розничных ценах на СУГ, реализуемого через АГЗС, расположенные на территории муниципального образования городской округ "город Кемерово", па каждую дату изменения, а также бухгалтерский баланс с отчетом о прибылях и убытках - ежеквартально, после утверждения в налоговом органе.
ЗАО "Газпромнефть-Кузбасс" и ООО "КузбассТрансГаз", не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, обратились в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Статьей 8 Закона о защите конкуренции определено, что согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, заранее известные каждому из них, результат которых соответствует интересам каждого из них, а также действия каждого из хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 Закона о защите конкуренции), арбитражным судам следует учитывать: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно; о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций установили, что ЗАО "Газпромнефть-Кузбасс", ООО "КузбассТрансГаз", ОАО "Кузбассгазификация" единовременно или с незначительной отсрочкой на протяжении с 25.12.2008 по 30.03.2010 устанавливали одинаковые розничные цены на СУГ на АГЗС в условиях различных издержек, цен закупа, наличия товарных запасов, позволяющих реализовывать товары по прежним ценам.
При этом арбитражными судами обеих инстанций правильно указано, что вышеуказанные общества являются отдельными хозяйствующими субъектами и не могут быть связаны единой ценовой политикой.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в анализируемый период отсутствовали факторы рыночной среды, которые могли бы привести к одновременному и последовательному изменению и поддержанию на одном уровне цен на СУГ на розничном рынке продаж.
Арбитражные суды пришли к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае согласованность действий ЗАО "Газпромнефть-Кузбасс", ООО "КузбассТрансГаз", ОАО "Кузбассгазификация" достигается путем повторения действий одного хозяйствующего субъекта одновременно или следом за другим хозяйствующим субъектом; результат установления цен указанными обществами соответствует интересам каждого хозяйствующего субъекта, действия которых заранее известны каждому из них.
При этом апелляционный суд правильно указал, что каждый из хозяйствующих субъектов может отслеживать действия другого хозяйствующего субъекта (информация о ценах на АГЗС, на которых осуществляется розничная реализация СУГ, публична) и взаимно влиять друг на друга; повторное поведение достигается без какого-либо письменного соглашения, поскольку является прямым следствием осознания обществами влияния своих действий одного на другое и приводит к устранению конкурентных отношений (отсутствию ценовой состязательности) между ними, что гарантирует каждому при одновременном изменении цен поддерживать такие розничные цены на одном уровне, вследствие чего обеспечивать стабильный объем продаж.
Таким образом, арбитражные суды обоснованно признали доказанным факт синхронности действий ЗАО "Газпромнефть-Кузбасс", ООО "КузбассТрансГаз", ОАО "Кузбассгазификация" на товарном рынке розничной реализации СУГ на территории муниципального образования городской округ "город Кемерово" по установлению одинаковых розничных цен на СУГ на протяжении длительного периода в отсутствии объективных причин для такого установления цен, что свидетельствует о согласованности действий указанных хозяйствующих субъектов и нарушении ими антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного апелляционный суд обоснованно признал несостоятельным довод ЗАО "Газпромнефть-Кузбасс" о том, что оно является самостоятельным субъектом товарного рынка, устанавливающим обоснованные цены, и установление цен не вызвано действиями иных субъектов.
Установив, что 05.04.2010 на заседании комиссии антимонопольного органа до представителей ЗАО "Газпромнефть-Кузбасс", ООО "КузбассТрансГаз", ОАО "Кузбассгазификация" была доведена информация об изменении периода, в котором осуществлялись согласованные действия хозяйствующих субъектов, и представители указанных обществ не воспользовались своим правом, представленным статьей 47 Закона о защите конкуренции, суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод ЗАО "Газпромнефть-Кузбасс" о лишении его возможности представлять свои замечания, возражения, доказательства относительно факта установления одинаковых цен в период с 25.12.2008 по 30.03.2010.
Доводы заявителя кассационной жалобы являются несостоятельными, поскольку сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов судов первой и апелляционной инстанций, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 05.07.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 28.09.2010 по делу N А27-6843/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Газпромнефть-Кузбасс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 декабря 2010 г. N А27-6843/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании