Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 января 2011 г. N А81-1803/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2011 г.
Открытое акционерное общество "Автотранспортное предприятие N 3 "Арктиктрансгазстрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 30.12.2009 N 63 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 748 042 руб., соответствующих ему пеней и налоговых санкций.
Решением от 22.06.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа требования Общества удовлетворены.
Постановлением от 27.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Автотранспортное предприятие N 3 "Арктиктрансгазстрой" просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. Общество считает, что арбитражными судами не исследованы в полном объеме материалы дела, фактически отсутствует задолженность ЗАО "Надымстройгаз" и ОАО "Ямалгазпромстрой".
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что по результатам выездной налоговой проверки ОАО "Автотранспортное предприятие N 3 "Арктиктрансгазстрой" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов за период с 01.01.2006 по 31.12.2008 Инспекцией вынесено решение от 30.12.2009 N 63. Согласно указанному решению Обществу доначислен НДС, единый социальный налог в сумме 1 809 843 руб., соответствующие им пени в сумме 785 030, 67 руб., Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафов в размере 24 219 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15.03.2010 N 62 решение Инспекции от 30.12.2009 N 63 оставлено без изменения.
Решение Инспекции в оспариваемой части мотивировано неправомерным не включением Обществом в налоговую базу по НДС списанную дебиторскую задолженность по контрагентам: ЗАО "Надымстройгаз" и ОАО "Ямалгазпромстрой".
Арбитражным судом отказано Обществу в удовлетворении требований о признании недействительным решения Инспекции в связи с доказанностью Инспекцией погашения вышеуказанными контрагентами задолженности в 2006-2008 годах, возникшей до 31.12.2005.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ) по состоянию на 01.01.2006 налогоплательщики НДС обязаны произвести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2005 включительно. По результатам инвентаризации определяются дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, операции по реализации (передаче) которых признаются объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 01.01.2006, в составе которой имеются суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг) и имущественных прав и подлежащие налоговому вычету в соответствии с главой 21 НК РФ.
Согласно пункту 2 Закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ налогоплательщики НДС, определяющие до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ момент определения налоговой базы как "день оплаты", включают в налоговую базу денежные средства, поступившие до 01.01.2008 в счет погашения задолженности, указанной в части 1 статьи.
Арбитражными судами установлено, что Обществом в рамках исполнения норм Закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ была проведена инвентаризация непогашенной дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2006 года.
Обществом в соответствии с вышеуказанным Законом в Инспекцию 30.03.2006 представлена справка о дебиторской задолженности, согласно которой по ЗАО "Надымстройгаз" числится дебиторская задолженность в размере 9 802 755 руб., по ОАО "Ямалгазпромстрой" числится дебиторская задолженность в размере 492 252 руб. Согласно принятой на предприятии учетной политике до 01.01.2006 налоговая база по НДС определялась "по оплате".
Согласно определению суда от 17.02.2006 о завершении конкурсного производства в отношении ЗАО "Надымстройгаз" требования Общества, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Общество в силу требований Закона N 119-ФЗ обязано было включить в налоговую базу по НДС сумму дебиторской задолженности ЗАО "Надымстройгаз" в размере 9 802 755 руб., в том числе НДС в размере 1 633 791 руб., в феврале 2006 года.
Согласно реестру требований кредиторов ОАО "Ямалгазпромстрой" требования Общества по состоянию на 17.12.2003 установлены в составе третьей очереди. Согласно определению суда от 02.06.2008 о завершении конкурсного производства в отношении ОАО "Ямалгазпромстрой" требования Общества, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.
Согласно определениям суда о завершении конкурсного производства в отношении ЗАО "Надымстройгаз" и ОАО "Ямалгазпромстрой" требования кредиторов, в том числе и Общества, не были удовлетворены по причине недостаточности имущества должника, суды правомерно указали о том, что Общество обязано было включить в налоговую базу по НДС суммы дебиторской задолженности по названным контрагентам.
При этом, на основании пункта 7 статьи 2 Закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ в связи с тем, что до 1 января 2008 дебиторская задолженность не была погашена, она подлежит включению налогоплательщиком в налоговую базу в первом налоговом периоде 2008 года.
В ходе судебного разбирательства Обществом не представлено суду доказательств того, что спорные операции были отражены в налоговой отчетности на момент их совершения (отгрузки).
Наличие задолженности ОАО "Ямалгазпромстрой" и ЗАО "Надымстройгаз" подтверждены представленными в материалы дела доказательствами.
Доводы кассационной жалобы заявлены без учета изложенных норм права и выводов суда относительно установленных обстоятельств по делу, направлены на их переоценку, оснований к чему кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
Арбитражными судами исследованы представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены судебных актов не имеется. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на Общество, оплачены при подаче жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 22.06.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 27.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-1803/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 января 2011 г. N А81-1803/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании