Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 января 2011 г. N А75-3784/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2011 г.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "РТРС", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Управление Росреестра по ХМАО-Югре, Управление) от 25.02.2010 по делу N 23/5 о назначении административного наказания предусмотренного статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением от 28.05.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансйского автономного округа-Югры в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 12.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, принят по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по ХМАО-Югре, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение арбитражного суда.
Управление считает, что Предприятием не приняты все зависящие от него меры для оформления правоустанавливающих документов на землю.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП "РТРС" просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Предприятия отклонил доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с 09.02.2010 по 11.02.2010 государственным инспектором по использованию и охране земель в городе Сургуте и Сургутском районе М.Р.А. проведена внеплановая проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: ХМАО-Югра, Сургутский район, автодорога Сургут-Лянтор, 38 км, категория земель - земли промышленности, площадью 160,8068 га.
В ходе проверки было установлено, что указанный земельный участок, используемый ФГУП "РТРС" под размещение производственных зданий и сооружений, не оформлен в установленном законом порядке правоустанавливающих документов.
Выявленные нарушения отражены в акте внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства от 11.02.2010 N 23.
В связи с выявленными нарушениями земельного законодательства в отношении ФГУП "РТРС" составлен протокол об административном правонарушении от 15.02.2010, в котором действия Предприятия квалифицированы по статье 7.1 КоАП РФ.
25.02.2010 по результатам рассмотрения протокола от 15.02.2010 и других материалов дела об административном правонарушении в отношении Предприятия Управлением Росреестра по ХМАО-Югре вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 23/5, которым ФГУП "РТРС" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.1 КоАП РФ, с назначением административного наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Несогласие Предприятия с привлечением его к административной ответственности явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Поддерживая выводы суда апелляционной инстанции о неправомерном привлечении ФГУП "РТРС" к административной ответственности, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости, без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Предприятие факт использования спорного земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов не отрицает.
В соответствии со статьей 114 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а также исходя из выписки из реестра федерального имущества по состоянию на 25.12.2010, на основании Указа Президента РФ от 13.08.2001 N 1031, передаточного акта от 29.12.2001, утвержденного распоряжением от 25.04.2001 N 1085-р к разделительному балансу, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 N 1760-р, здания, расположенные на рассматриваемом земельном участке, находятся в федеральной собственности и закреплены за Предприятием на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из данной нормы Предприятие, как лицо, имеющее на праве хозяйственного ведения здания на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, вправе оформить этот земельный участок в аренду.
Оформление права Предприятия на земельный участок напрямую связано наличием права собственности Российской Федерации на этот земельный участок.
При этом в силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, поскольку исходя из приведенных норм, право федеральной собственности на земельный участок возникает с момента государственной регистрации этого права, то Предприятие может оформить свое право на земельный участок только после регистрации права федеральной собственности.
Предприятие обращалось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре с запросом о разграничении в федеральную собственность рассматриваемого земельного участка от 31.05.2007 N 1012, от 26.10.2007 N 1876, с запросом от 16.06.2009 N 1475 о предоставлении земельного участка на праве аренды.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре письмом от 29.10.2009 N 5989 разъяснило Предприятию, что передача земельного участка, расположенного под объектом, находящимся по адресу: ХМАО-Югра, г. Сургут, 38 км автодороги Сургут-Лянтор, будет производиться после государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как правильно указано судом апелляционной инстанции ФГУП "РТРС" приняло все зависящие от него меры по оформлению спорного земельного участка. Исходя из того, что оформление не было осуществлено по независящим от Предприятия причинам, оно неправомерно было привлечено к административной ответственности, установленной статьей 7.1 КоАП РФ.
При данных обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 12.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-3784/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 января 2011 г. N А75-3784/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-510/2011
16.03.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1089/11
24.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А75-3784/2010
12.10.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5852/2010