Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2011 г.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Тюменьэнерго" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Тюменьэнерго") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 07.12.2009 года N К 09/159 и предписания от 07.12.2009 года N К 09/159.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечен С.А.Я..
Решением от 18.06.2010 года Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 22.09.2010 года Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, просит отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение.
Податель кассационной жалобы полагает, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства в связи с отсутствием юридической и фактической возможности исполнения обязательств по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении спора судами установлено, что ОАО "Тюменьэнерго" является сетевой организацией, то есть организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых она оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Общество является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии.
На территории поселков Казарово-Березняки города Тюмени ОАО "Тюменьэнерго" является единственной сетевой организацией.
ОАО "Тюменьэнерго" на заявку гражданина С.А.Я. на технологическое присоединение его энергопринимающих устройств сообщило, что по вопросам электроснабжения его жилого дома следует обращаться в государственное бюджетное учреждение Тюменской области "Дирекция коммунально-хозяйственного строительства".
По результатам рассмотрения жалобы гражданина С.А.Я. на отказ ОАО "Тюменьэнерго" от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных в жилом доме, антимонопольным органом принято решение от 07.12.2009 года N К 09/159, которым в действиях (бездействии) Общества установлено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в экономически или технологически необоснованном уклонении (отказе) от заключения договора технологического присоединения со С.А.Я.
Предписанием антимонопольного органа от 07.12.2009 года N К 09/159, выданным на основании названного решения, Обществу предписано прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем рассмотрения заявки С.А.Я. и совершения действий, направленных на заключение с ним договора технологического присоединения.
Во исполнение данного предписания ОАО "Тюменьэнерго" представило в антимонопольный орган копию заключенного со С.А.Я. договора об осуществлении технологического присоединения от 31.12.2009 года N 18/1445.
Вместе с тем, полагая, что решение от 07.12.2009 года N К 09/159 и предписание от 07.12.2009 года N К 09/159 антимонопольного органа являются незаконными, ОАО "Тюменьэнерго" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных данным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Согласно пункту 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), договор об оказании услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Во исполнение требований пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике постановлением от 27.12.2004 года N 861 Правительства Российской Федерации утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).
Из абзаца 2 пункта 3 данных Правил следует, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил технологического присоединения).
Исследовав материалы дела и доводы сторон, суды обеих инстанций пришли к выводу о необоснованном уклонении Общества от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств по приведенному в отказе основанию.
Доводы подателя кассационной жалобы относительно отсутствия у него юридической и фактической возможности технологического присоединения не соответствуют перечисленным выше нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и не свидетельствуют о правомерности отказа (уклонения) от заключения договора.
Поскольку переоценка доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судами, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, выводы судов основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 18.06.2010 года Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 22.09.2010 года Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2142/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), договор об оказании услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Во исполнение требований пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике постановлением от 27.12.2004 года N 861 Правительства Российской Федерации утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).
Из абзаца 2 пункта 3 данных Правил следует, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил технологического присоединения)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 января 2011 г. по делу N А70-2142/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6752/11
18.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6752/11
28.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А70-2142/2010
22.09.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6475/2010