Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2011 г.
Закрытое акционерное общество "Сибирьпрод-опт" (далее - ЗАО "Сибирьпрод-опт, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее - Росалкогольрегулирование, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 17.03.2010 года N ТО-005-О-Ю-/ЮЛ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением от 22.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 14.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Росалкогольрегулирование, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда отменить, и принять по делу новый судебный акт о признании законным постановления от 17.03.2010 года N ТО-005-О-Ю-/ЮЛ, поскольку если в лицензии содержится второй адрес, отличный от адреса места нахождения организации, этот адрес является адресом обособленного подразделения организации. Склады ЗАО "Сибирьпрод-опт" внесены в имеющуюся у общества лицензию, поэтому, по мнению административного органа, эти склады имеют статус обособленного подразделения.
Отзыв на кассационную жалобу от ЗАО "Сибирьпрод-опт" в суд не представлен.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения судами при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что 23.06.2006 Управлением Федеральной налоговой службы по Тюменской области ЗАО "Сибирьпрод-опт" выдана лицензия серии А 607649, регистрационный номер 243 на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции (кроме экспорта и импорта), сроком действия до 06.04.2011.
При проведении проверки представленных ЗАО "Сибирьпрод-опт" деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2009 года было выявлено, что Общество не представило как на бумажном носителе, так и в электронном виде декларации по формам NN 5, 6, 7 согласно Положению о предоставлении декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858, по адресу места нахождения обособленных подразделений: г. Тюмень, ул. Барабинская, 39, строение 1, литер А, помещение 1; г. Тюмень, ул. Барабинская, 41, строение 6, литер А 1, помещение 3.
По данному факту административным органом составлен протокол от 04.03.2010 года N ТО-005-О-Ю-/ЮЛ и принято постановление от 17.03.2010 года N ТО-005-О-Ю-/ЮЛ, которым ЗАО "Сибирьпрод-опт" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
ЗАО "Сибирьпрод-опт", не согласившись с постановлением от 17.03.2010 N ТО-005-О-Ю-/ЮЛ о привлечении к его административной, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды, проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений статей 15.13, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 5 Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 (далее - Положение от 31.12.2005 N 858), статей 54, 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что административный орган не доказал наличие в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из следующего.
Согласно статье 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон от 22.11.1995 года N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны декларировать объем использования этилового спирта.
Порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных требований Правительством Российской Федерации издано Положение от 31.12.2005 года N 858.
Пунктом 5 указанного Положения определено, что организация представляет декларации на бумажном носителе в территориальные органы по месту нахождения организации.
Организация, имеющая обособленные подразделения, указанные в лицензии, представляет декларации: с учетом своих обособленных подразделений в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации; по обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации (в случае, если указанное обособленное подразделение расположено в том же федеральном округе, в котором расположена организация) либо в территориальный орган по месту нахождения обособленного подразделения (в случае, если обособленное подразделение организации и организация расположены в разных федеральных округах).
Организация представляет декларации в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде в утвержденном указанной службой формате.
Пунктом 5.4.1. Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 определено, что Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка осуществляет контроль и надзор за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Изложенное подтверждает законодательно определенную обязанность представлять декларации утвержденной формы в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, при этом при наличии обособленного подразделения юридического лица, указанного в лицензии, также и декларации по каждому, указанному в лицензии подразделению.
При принятии судебных актов суды учитывали, что понятие обособленного подразделения в Законе от 22.11.1995 года N 171-ФЗ, а также в постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 года N 858 не содержится.
В связи с этим суды руководствовались правилами, закрепленными в статьях 54, 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которых обособленное подразделение должно быть указано в учредительных документах создавшего его юридического лица.
Судами установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ЗАО "Сибирьпрод-опт", не имеет обособленных подразделений.
Согласно лицензии серии А 607649, регистрационный номер 243 от 23.06.2006 Общество осуществляет закупку, хранение и поставку алкогольной продукции (кроме экспорта и импорта). В лицензии указан юридический адрес Общества: г. Тюмень, ул. Барабинская, д. 39, а также указаны адреса складов: 1) г. Тюмень, ул. Барабинская, д. 41, строение 6, литер А 1, помещение 3; 2) г. Тюмень, ул. Барабинская, д. 39, строение 1, литер А, помещение 1.
При рассмотрении настоящего дела суды правильно установили, что у ЗАО "Сибирьпрод-опт" отсутствовала обязанность предоставления деклараций форм NN 5, 6, 7 об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2009 года дополнительно по складам, так как они не являются обособленными подразделениями юридического лица. Они фактически являются местом осуществления лицензируемой деятельности.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все, зависящие от него, меры по их соблюдению.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, доводы административного органа о том, что адреса, указанные в лицензии, являются адресами обособленных подразделений, признаны судами необоснованными, поскольку указание в лицензии адресов складов, которые не совпадают с юридическим адресом Общества, не означает, что Общество осуществляет свою деятельность через обособленные подразделения.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает, что суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, приняли законные и обоснованные судебные акты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными, направленными на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств по спору.
Фактическим обстоятельствам дела дана соответствующая правовая оценка с учетом указанных норм действующего законодательства и представленных сторонами доказательств.
Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судами правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы соотвествуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, поэтому снования для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.07.2010 года Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 14.10.2010 года Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-6149/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При принятии судебных актов суды учитывали, что понятие обособленного подразделения в Законе от 22.11.1995 года N 171-ФЗ, а также в постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 года N 858 не содержится.
В связи с этим суды руководствовались правилами, закрепленными в статьях 54, 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которых обособленное подразделение должно быть указано в учредительных документах создавшего его юридического лица.
...
При рассмотрении настоящего дела суды правильно установили, что у ЗАО "Сибирьпрод-опт" отсутствовала обязанность предоставления деклараций форм NN 5, 6, 7 об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2009 года дополнительно по складам, так как они не являются обособленными подразделениями юридического лица. Они фактически являются местом осуществления лицензируемой деятельности.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все, зависящие от него, меры по их соблюдению.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 января 2011 г. по делу N А70-6149/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании